Институт развития индустрии моды Beinopen запустил видеоподкаст Beinopen Talks — серию разговоров с создателями и исследователями модного контента. В первом выпуске «Фэшн-видео: как его трансформируют соцсети?» фотограф и преподаватель БВШД Алексей Никишин, режиссер и художник Софья Аталикова и главный редактор Beinopen Максим Муратов обсудили основные вехи развития фэшн-фильма в России и трансформацию жанра под влиянием соцсетей. Мы публикуем краткий пересказ.
ДОРОГО И ДЛЯ ДУШИ: РАСЦВЕТ ФЭШН-ФИЛЬМА В 2017-2019 ГГ
Во второй половине 2010-х годов в России происходит бум локальных брендов. Рынок только формируется, и креаторы вкладываются в заранее неприбыльные форматы “просто ради красоты”.
Отличительная черта этого периода — сложные длинные видео. Авторы экспериментируют с документалистикой и жанровым кино. Пример подобного эксперимента — 10-минутный детектив Жени Онегиной, снятый в рамках спецпроекта The Blueprint и марки “Второй меховой”.
Тематика фильмов задается не только модными, но и социальными трендами. Например, “Кружок” снимают 30-минутный фильм о создании коллекции из найденных на свалках вещей. А Катя Туркина Фасо — 20-минутный фильм “Boys Don’t Cry” на тему тела и гендера.
ФЭШН-ВИДЕО ВЫПОЛНЯЮТ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКУЮ ФУНКЦИЮ. А ТАКИЕ ТЕМЫ, КАК САСТЕЙНАБИЛИТИ, ИНКЛЮЗИВНОСТЬ И РАЗНООБРАЗИЕ НЕ РАСКРЫТЬ В ТРЕХ СЕКУНДАХ.
Коммерческое же видео, цель которого — продать одежду, не длится дольше 2-3 минут. Такой фэшн-фильм — это гибрид арта, музыкального клипа и рекламного ролика. От последних он заимствует продолжительность и динамику.
Увлечение фэшн-фильмами продолжается до 2020 года. Под влиянием пандемии и популяризации ТикТока видеоконтент обретает новую форму. Само понятие “фэшн-фильм” становится немного архаичным.
СНИМАЮТ ВСЕ: ВИДЕОКОНТЕНТ ПОСЛЕ 2020 ГОДА
Пандемия способствует распространению новых жанров и приемов. Становятся популярны съемки без моделей, эстетика DIY, примитивный и грубый монтаж. Создатели видео показывают швы — моменты, которые обычно оставались за кадром. Типичный пример из этого периода — видео Саши Чайки для питерского магазина 8store в скрин-эстетике, из которого понятно, что автор с моделью находятся в разных местах.
На эпоху пандемии приходится популярность ТикТока, а с ним новые монтажные приемы и правило «показать всё за 3 секунды». Иначе внимание зрителя не удержать.
МЕТОДЫ СЪЕМКИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ВСЕ ТЕ ЖЕ САМЫЕ ПО КУЛЕШОВУ, НО ПРИ ЭТОМ ВСЕ СТАЛО КОРОЧЕ И ОСТРЕЕ.
Пользователи привыкают к коротким вертикальным видео, и трехминутные фэшн-фильмы с сюжетом, которые приятно смотреть на широком экране, уже не работают. Да и зачем снимать длинный, дорогой и сложный ролик, когда проще показать много маленьких?
При этом на фоне одинаково смонтированных ритмичных видео легко выделиться неожиданно медленным. Примеры таких работ — ролик Карлин Джейкобс для Ance Studios, в котором модель Девон Аоки падает на простыни в слоумо, или фэнтезийное видео Петры Коллинз для Blumarine, снятое без явного присутствия каких-либо диджитал и 3D-приемов.
ЧТО ПРОИСХОДИТ С ФЭШН-ФИЛЬМОМ СЕГОДНЯ?
Современный метод создания модного видео — в смешении ингредиентов из разных стилей, эпох и культур. Креаторы работают по принципу диджеев. Образец такого подхода — ролик Gucci и Palace, в котором сосуществуют маркеры традиционной высокой моды и скейтерской эстетики.
АПОФЕОЗОМ РАЗВИТИЯ ФЭШН-ВИДЕО СТАЛ ДИДЖИТАЛ-ПОКАЗ — СМЕСЬ КЛАССИЧЕСКОГО МОДНОГО ПОКАЗА, РЕКЛАМНОГО РОЛИКА И ФЭШН-ФИЛЬМА.
Такие, например, делают Mugler с Torso. Смотреть диджитал-показ намного интереснее обычного: при его создании используются как классические киноприемы, так и новые традиции монтажа из соцсетей, что превращает его в настоящий аттракцион.