Pervushina – марка полностью биоразлагаемого нижнего белья. В производстве она использует сертифицированный органический хлопок и компостируемые резинки из натуральных тканей. Обычно в бельевой индустрии применяют хлопок в сочетании с нейлоном, полиэстером или эластаном – последние разлагаются в течение сотен лет.
Бренд появился в 2021 году в Кирове. Еще недавно большинство проектов, стремящихся к устойчивому производству, возникали в Москве и Санкт-Петербурге – сейчас все больше таких марок появляется в регионах.
О том, где купить сырье с экосертификатами, как провести тесты изделий и почему стоит верить в себя и будущее устойчивой моды в России, рассказала основательница бренда Софья Первушина.
На фото: Софья Первушина
Давай начнем с истории создания бренда. Как возникла идея?
Все началось несколько лет назад c просмотра фильма «Грязные тайны мира моды» и роликов на YouTube о загрязнении пластиком мирового океана. Так я стала сортировать и сдавать в переработку вторсырье, изучать проблему выращивания хлопка, разбираться в отличиях органического от неорганического, какие бывают сертификаты и стандарты для сырья, изучила тему переработки текстиля. Узнавала про экологичные ткани, бренды и создала небольшую капсулу женской одежды из крапивы.
⠀
В октябре 2020 прочитала книгу «От колыбели до колыбели» Михаэля Браунгарта, где основная идея – циклическое производство. Она послужила отправной точкой для создания органического нижнего белья. Это показалось мне необходимым, поскольку в нашей стране нижнее белье не перерабатывает никто.
Чем это белье отличается от любого другого натурального хлопкового?
Для своих изделий я нашла 100% органический хлопок с сертификатом GOTS (международный стандарт Global Organic Textile Standard – Прим. ред.). Изделия шью по специальной технологии хлопковыми нитками с сертификатом Oeko-Tex® Standard 100 (удостоверяет отсутствие в составе вредных для человека веществ – Прим. ред.).
Резинка состоит из органического хлопка и органического каучука и также имеет сертификат GOTS. Все это важно для аллергиков и людей с различными кожными заболеваниями. Я сама с 15 лет борюсь с псориазом и прекрасно знаю, как больно в прямом смысле носить синтетику, потому что моя кожа очень чувствительна ко всему.
И что для меня особенно важно: белье полностью разлагается без вреда для природы. Эксперименты с компостированием я проводила лично, видео выкладывала в соцсетях бренда. На них можно увидеть, как я раскапываю белье после того, как поместила его в землю на год, и внимательно рассмотреть, что осталось от него и другой одежды из смесовых и синтетических материалов, которая также участвовала в эксперименте для сравнения.
А какие еще были тесты и подготовительные мероприятия?
Тестирование – это постоянный процесс, который идет вместе с развитием бренда. Но все началось с поиска трикотажного материала с сертификатом GOTS. Потом – поиск компостируемой резинки. Выбор хлопковых ниток, покупка специального оборудования. Тестирование швов на прочность, поскольку хлопковые нитки не такие крепкие как синтетические. Каждый шов надо опробовать, понять, что не так, модернизировать и снова сшить.
Далее – проверка готовых изделий с точки зрения комфорта, прочности, стирки и сушки. Проверка на компостирование. После этого – прохождение обязательной сертификации ГОСТ.
Что еще? Проверка на экологичность чернил для печати составников и для штампов. Проверка биоразлагаемой клейкой ленты, которая должна заменить скотч на упаковке белья. В процессе проверка кружева, которое планируется в будущем. А сейчас мы совместно с брендом Bon Ribbon тестируем новые экопринты из растений, которые собрали в Кирове летом.
Насколько сложно было начинать бизнес в этот непростой период: как удалось не выгореть и не опустить руки?
Все, наверное, очень субъективно. К примеру, в проект в общей сложности уже инвестирован 1 миллион рублей. Каждый оценит эту цифру по-своему. Но лично мне было сложно финансово, в 2022 году приходилось приостанавливать работу над проектом. И можно было подумать, что это шаг назад. Но за этот период я повысила квалификацию – прошла обучение на конструктора нижнего белья, сохранила за собой помещение, которое находится в аренде, платила налоги, запускала рекламу.
А еще в этот период я работала в найме на швейном производстве. Сначала на должности закупщика, потом бухгалтера производства, научилась работать в 1С и создавать документы. Все это – колоссальный опыт, который я могу сейчас применять и которым могу делиться. А еще прошлой осенью завершился эксперимент длительностью в один год, который подтвердил, что резинка для белья Pervushina перегнивает в земле. Также наконец был заказан интерлок черного цвета и проект снова стал оживать.
Для меня важно не останавливаться. Начиная, я осознавала, что это путь в долгую.
Как сейчас обстоят дела с доставкой материалов в Россию?
Концепция моего бренда – это цикличность производства: «из земли пришло – в землю уйдет». Трикотажное полотно я заказываю из Германии напрямую с фабрики. А вот резинку заказываю из Англии. Она очень редкая – в составе 60% хлопка и 40% – органического каучука.
А насколько экологично само производство?
В цехе, как и у меня дома, присутствует сортировка вторсырья. Выбираю всегда упаковки, которые можно сдать на переработку. Например, катушки от ниток – это 5/PP, упаковка рулонов – 4/LDPE. Из остатков бумаги создаются открытки с пожеланиями, которые я кладу с каждым заказом. Межлекальные выпады идут в компьютерный сервис моего молодого человека, где используются как ветошь и потом компостируются.
Если приходится распарывать швы на изделиях, нитки сохраняю – они подходят для ручных стежков. Для раскроя использую остатки мыла из дома. А еще одна мастерица научила меня точить швейные иглы – и теперь этот пункт тоже стал экологичнее.
Какие были подводные камни и что ты могла бы обойти, если бы было больше информации на старте?
Отвечу так: информация всегда есть. Суть в том, что ее нужно собирать по крупицам, пробовать снова и снова, пока не получишь нужный результат. Даже если, глядя на тебя, крутят пальцем у виска со словами «Никто не шьет хлопковыми нитками, это абсурд!». Поиск и тестирование идей и лежат в основе предпринимательства. Кстати, сейчас я чувствую, что уже имею большой багаж знаний, поэтому готова делиться своим опытом – не боюсь конкуренции, хочу, чтобы мы вместе делали большое дело, создавали осознанные бренды и устойчивые производства.
Какие планы у бренда Pervushina сейчас?
Глобальное желание – показать людям, что в нашей стране можно создать финансово успешный устойчивый бренд. И можно производить качественный продукт, который будет при этом экологичным и цикличным. Платить достойную белую зарплату и создавать прекрасные условия труда, платить налоги, заниматься благотворительностью, расти и развиваться
Поэтому в ближайшее время в планах – расширение ассортиментной линейки: разработка лекал мужских боксеров, других моделей женских трусов и топов, создание экопринтов и кружева – уже сейчас идет тестирование этих идей. Здесь же – поиск или создание компостируемой фурнитуры.
Далее – развитие бренда, создание сайта и подключение платежных систем. Проведение лабораторных исследований компостирования и создание компостирующих установок. В более далеком будущем – создание детского белья и домашней одежды, выход на офлайн-площадки и благотворительная поддержка других экологичных проектов.
Что бы ты посоветовала тем, кто начинает сейчас бизнес в сфере устойчивой моды?
Быть приверженным своей идее и понимать, что это непростой и длинный путь, так как наша страна только ступает на путь осознанного потребления. Постоянно искать информацию, развиваться. Общаться с единомышленниками. Перенимать опыт, бесплатно или за деньги. Постоянно тестировать, делать выводы и снова тестировать. Это касается всего: от продукта до упаковки. Делегировать то, что можно. И, конечно, кайфовать от процесса и уметь благодарить себя за каждый шаг.