Издание The Business of Fashion с помощью нейросети Quilt.AI провело исследование, где изучило, как соотносятся ценности, которые транслируют бренды, с ценностями их потребителей.
Объект анализа – контент.
Тезис: те марки, у которых транслируемые установки максимально совпадают с пользовательскими, выиграют с рыночной точки зрения в долгом периоде.
Ценности были классифицированы по системе 12 архетипов. BoF пишет, что использует наработки Карла Юнга, но на деле берет за основу другую систему – ее создала Кэрол Пирсон, работавшая с юнговским наследием.
Архетипы по Пирсон:
Простодушный олицетворяет безопасность;
Мудрец — понимание;
Искатель/исследователь — свободу;
Бунтарь — независимость;
Маг — силу;
Герой — мастерство;
Шут — удовольствие от жизни;
Славный малый — принадлежность;
Заботливый — комфорт;
Любовник — наслаждение другими людьми;
Правитель — контроль;
Творец — инновации.
Подробнее о них – здесь.
Те марки, у которых получилось максимальное количество пересечений с аудиторией, вышли в топ рейтинга: это Dior, Balmain и Tod's. Их идентичность клиенты легко считывают и транслируют сами.
В итоге было выявлено четыре пункта, которым соответствуют лидеры:
1. Транслирование единообразия во всех категориях товаров
Так, например, Dior использует архетипы правителя и исследователя, связанные с темами лидерства, силы/власти и путешествий. Это хорошо отражает коллекция осень-зима 2024/2025, где рядом с моделями в элегантных платьях были представлены скульптуры воинов в доспехах. Аудитория считывает этот дух и демонстрирует его в соцсетях, преподнося «элегантные образы Dior, которые сбалансированы властными позами».
Кроме того, бренд транслирует эти архетипы во всех категориях товаров и во всех ценовых категориях. Например, принт Toile de Jouy присутствует не только на одежде и аксессуарах, но также на товарах для дома и более доступных бьюти-продуктах.
2. Верность архетипам бренда даже в условиях меняющихся тенденций
Сейчас, на фоне бума тихой роскоши, Balmain остался верен своей эстетике: выраженная линия плеч, подчеркивающие форму тела силуэты, смелая работа с цветом. Дерзкая подача в модельных образах, трансляция силы через позы и прямой взгляд в глаза.
Клиенты Balmain использовали эти же посылы архетипа правителя в своих аккаунтах в сети. Среди ключевых слов здесь – лидерство, контроль.
3. Смешение новых кодов и привычных архетипов
Здесь речь идет о необходимости меняться и обновлять бренд с течением времени, сохраняя при этом основу. Так, покупателям Gucci потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к видению Сабато де Сарно («нейтральность, образы вне времени») после эпохи Алессандро Микеле («максимализм»). Поэтому бренд занял лишь 45-е место в рейтинге.
В то же время Louis Vuitton, где креативным директором мужской линии стал Фаррелл Уильямс, занял относительно высокую строчку – 15-ю – благодаря способности Фаррелла использовать доминирующие архетипы Louis Vuitton в коллекциях.
Это правитель, исследователь и мудрец – они транслируются через авторитетность, авантюрность, тягу к путешествиям и созерцательность.
4. Баланс между устоявшимся образом бренда и вовлечением в культурный диалог
Здесь речь вновь идет о сочетании собственного вечного образа с сиюминутностью культурного момента – и при этом об умении извлечь из этого генерацию инфоповодов в онлайне. Такой баланс исследователи назвали магией бренда.
Согласно их выводам, Dior овладел такими методами лучше других (2 место по этому показателю), а Tod's при всем множестве пересечений с аудиторией – значительно хуже (34 место). Неспособность создавать инфоповоды в широком поле культуры приводит к тому, что идентичность марки «прямо и понятно считывается, но приглушена».
В конце издание пишет, какие инструменты используются в его исследованиях. Вот как они описаны:
«Дискурс. Что говорят о бренде онлайн? Поделите эти обсуждения на группы по теме, местоположению и типу покупателя.
Субкультура. Каковы ценности и взгляды покупателей? Составьте их обощенные образы, чтобы стать понятнее и ближе.
Тренды. Какая эстетика пользуется наибольшей популярностью прямо сейчас? Выделяйте тренды, разбивайте их на группы, оценивайте их объем и динамику, насыщайте ими продукт и маркетинг».
Ознакомиться с полной картиной исследования можно по ссылке.
боф вообще как издание работает и монетизируется на 100 брендах, поэтому им логично среди этих ста разыгрывать "кто больше попал в архетип, кто меньше".
им (=их покупателям или рекламодателям) не нужны сложные ролевые модели, им нужно закрепление базовых архетипов навечно за лидерами (магия, религия глобальной моды)
но для человечества (нас) такие исследования с простыми архетипами ценны прежде всего потому, что дают понимание языка моды, вычленяют знаки чтобы дальше на основе этих "иероглифов" уходить в сложные ролевые модели, которые только и могут быть конкурентоспособными с глобальными компаниями, занявшими наши умы
поэтому за попытку анализа я бы бофу поставил уверенную 4-, потому что они пишут не в интересах нас, своих читателей