Издание Forbes Life пообщалось с игроками и экспертами рынка, чтобы понять, как сейчас меняется среда интернет-шопинга и что ее ждет в ближайшем будущем. Публикуем основные тезисы статьи.
Что за рубежом
Много раз внимание в этом году привлекала компания Farfetch, которая из-за долгов оказалась на грани закрытия. В итоге ее приобрел южнокорейский e-commerce-гигант Coupang, предоставивший на развитие платформы $500 млн.
Не смогла пережить последствия глобального кризиса и Matchesfashion: сначала компания была продана Frasers Group, но через два месяца, в марте 2024-го, новый владелец принял решение о закрытии маркетплейса.
Что касается Yoox Net-a-porter Group, то он был выкуплен у конгломерата Richemont компанией Mytheresa.
Опыт российского e-commerce
С начала 2022-го на отечественном рынке все тоже изменилось. Но, в отличие от остального мира, количество онлайн-платформ не сократилось, а наоборот расширилось. К уже давно знакомым Ozon и Lamoda добавились Ultima («Яндекс Маркет»), Bootwood и Motherbear (их развивает компания Jamilco), а также пережившие ребрендинг проекты – например, Elyts (который теперь позиционирует себя как Digital Department Store).
Вероятно, на рост влияет и потребительский спрос. Так, в первом полугодии 2023-го доля поисковых запросов одежды и обуви брендов премиального и среднего ценового сегмента составила 55% (по данным исследования «Яндекс Рекламы»).
Как отмечают эксперты, потребители стали весьма избирательны.
Сейчас для них важны:
- идея бренда – когда он «не просто стремится продать как можно больше, а вдохновляет и мотивирует свою аудиторию»;
- ощущение причастности к нишевому модному сообществу.
Все это активно влияет и на офлайн-рынок, и на развитие диджитал-ритейла.
С какими трудностями, по мнению экспертов, сталкивается российский e-commerce
- уход международных брендов;
- сложность доставки в удаленные регионы;
- нехватка кадров,
- рост себестоимости и затрат;
- необходимость постоянного обновления технологий;
- качество курьерской доставки и работы ПВЗ, которые должны вызывать доверие;
- доставка посылок за пределы СНГ и оформление на них возвратов;
- постоянные инвестиции в развитие информационных систем.
Меняются и потребительские привычки. Так, по утверждению собеседников издания, российские покупатели стали относиться к шопингу в сегментах премиума и люкса более осознано, отмечается рост интереса к базовым, «функциональным и универсальным вещам, которые легко интегрировать в гардероб». Но остается и высокий спрос на уникальные товары, которые сложно найти сразу в нескольких магазинах.
Кроме того, потребители очень требовательны к сервису, для них важно максимальное удобство на всех этапах клиентского пути, а также возможность оплаты в рассрочку.
Интерес к офлайн- и онлайн-ресейлу
Эксперты отмечают: «Помимо того, что потребители теперь предпочитают количеству качество, огромные обороты стали набирать ресейл и винтажные проекты».
Они объясняют это тем, что сегмент ресейла особенно динамично продвигается среди молодежи, которая ценит индивидуальность и экологическую повестку. Так, они ссылаются на данные платформы ThredUp, которая прогнозирует, что на Gen Z будет приходиться почти треть покупок на ресейле по мере роста их покупательной способности.
Также собеседники издания сообщают, что для многих потребителей разгрузка неиспользуемого гардероба и перепродажа товаров на ресейл-платформах стала возможностью заработать.
Как обезопасить бизнес от подделок
Однако с развитием онлайн-ресейла появляется новая проблема – необходимость в аутентификации товаров. Особенно в условиях параллельного импорта.
Издание отмечает, что с подделками, могут столкнуться и на маркетплейсах. Все это может подорвать доверие потребителей к онлайн-торговле в целом.
Эксперты рекомендуют:
- при закупке у поставщиков запрашивать комплект документов, подтверждающих их право на продажу продукции бренда;
- провести тщательную проверку партнеров, у которых выкупают товар.
Развитие российских марок
За последнее время локальные бренды показали существенный рост. Во-первых, появляется все больше мультибрендовых проектов, представляющих новые российские марки.
Во-вторых, заметна экспансия уже известных крупных брендов: 12Storeez, IDOL, 1811, Ushatava, Present & Simple, Planta Rosa.
«По данным опроса, проведенного Lamoda совместно с Fashion Factory School, 75% респондентов имеют в гардеробе вещи локальных брендов (в категориях одежда, обувь и аксессуары). При этом 25% респондентов испытывают гордость, покупая вещи у местного производителя», – отмечают участники рынка.
Исчезнет ли офлайн
По мнению экспертов, полностью на онлайн-шопинг покупатели не перейдут. Во время локдауна потребители соскучились по так называемому shopping experience: примерка в красивом пространстве, общение с консультантом и качественное обслуживание.
Игроки рынка также утверждают, что офлайн-точки по-прежнему привлекают клиентов и сохраняют свои позиции благодаря эмоциональной составляющей.
Коме того, по словам собеседников издания, в премиальном сегменте маркетплейсам не удалось захватить существенную долю рынка – это связано с особенностями поведения покупателя: например, по данным интернет-магазина St-James, более 90% их продаж составляют омни-заказы, когда клиент сделал предварительный выбор на сайте, а завершил покупку уже в офлайн-бутике.
Поэтому наиболее перспективным направлением эксперты называют гибридный подход. В качестве примера приводят пункты выдачи онлайн-заказов с возможностью примерить вещи, получить советы стилистов и почувствовать атмосферу бренда.
«Покупателю важно понимать, подойдет ли размер, как вещь сядет на него, какой материал на ощупь. Не только в России, но и в мире онлайн-торговля модными товарами всегда работала и продолжает работать с этими барьерами. Присутствие бренда в обоих каналов позволит работать с ними наиболее эффективно».
Прогнозы: каким может стать онлайн-ритейл в будущем
Эксперты отмечают, что потребителей в сегменты «люкс» и «премиум» могут заинтересовать специализированные нишевые маркетплейсы, которые будут отбирать наиболее качественный и интересный ассортимент, упрощая потребителям выбор в условиях многообразия предложения. Возможно, с применением ИИ.
«В дальнейшем, думаем, стоит ожидать внедрения искусственного интеллекта как для рекомендаций товаров, так и для консультирования покупателей».