Пишет Елизавета Буйнова, автор телеграм-канала shoes&drinks:
Сегодня в любой организации, бренде или агентстве звучат одни и те же слова: сокращения и оптимизация.
Общее ощущение нестабильности дополняется объективной реальностью: никто не чувствует себя в безопасности. Да, во Франции система социальной защиты остаётся сильной – выходное пособие, пособие по безработице в размере 70–80% прежней зарплаты на полтора года. Но фактически худшего момента для увольнения в модной индустрии, чем сейчас, трудно было бы выбрать. Экономика на грани рецессии, бренды не создают новые рабочие места, а уходящих сотрудников не замещают.
Ситуация одинаково тяжёлая и в независимых агентствах, и в структурах крупных групп. Fendi закрывает большую часть своих корнеров, сокращает персонал, а мужская линия бренда фактически свёрнута. Долнительные факторы –вроде новых тарифов на товары из Европы, введённых в США, – ещё сильнее бьют по спросу.
На фоне резко беднеющего населения даже аппер-миддл-класс задумается, нужно ли ему лишний раз сходить в ресторан, не говоря уже о покупке новой сумки.
Отдельно скажу, что окончательный обвал произошёл именно в апреле, когда закрывался фискальный год 2024-го. Многие компании до последнего надеялись, что годовые отчёты окажутся лучше прогнозов, что удастся удержать команды и отложить болезненные решения. Однако по факту цифры оказались хуже ожиданий – и в первые недели апреля индустрию накрыла вторая, гораздо более тяжёлая, волна увольнений и пересмотра планов.
Kто-то корректирует амбиции, кто-то режет убытки, а кто-то просто возвращается к реалиям до ковида (в 2022 рекрутеры вошли в раж и раздули штаты).
– Moët Hennessy (LVMH) планирует сократить около 1 200 сотрудников – это примерно 10–12% штата. Решение «стратегическое»: компания возвращается к численности персонала 2019 года. Причина – падение продаж в США и Китае, усиленное торговыми ограничениями. Особенно больно ударили антидемпинговые пошлины Китая на бренди (до 39%) и угроза 20% тарифа на европейские товары со стороны США. Увольнения проходят постепенно, в основном за счёт «естественной убыли» – без замещения уходящих сотрудников.
– Kering пока не назвал точных цифр, но на апрельском отчёте предупредил о «редукции функций» и закрытии около 50 убыточных магазинов. За первый квартал 2025 года продажи группы упали на 14%, а Gucci – на 25%. В ответ Kering начал сокращение дублирующих ролей между регионами и брендами, чтобы сохранить маржу до стабилизации спроса.
– Burberry не отстаёт от Moët Hennessy: компания объявила о сокращении 1 700 сотрудников по всему миру – около 20% штата. В 2025 году выручка упала на 17% ($3.3 миллиардa). Новый CEO Джонатан Шульман запускает стратегию Burberry Forward с фокусом на культовые продукты (тренчи, шарфы) и сокращение издержек. Акции Burberry выросли на 16% сразу после анонса – инвесторы поддержали курс на перезапуск бренда.
– Richemont массовых увольнений не анонсировал, но действует иначе: в ответ на падение спроса на часы и слабые продажи в Азии компания сокращает производство, а не штат. В 2024 Richemont уже приостановил найм и не замещает уходящих сотрудников, так что они немного опередили амбициозных конкурентов.
А знаете, кому всё нипочём? Hermès.
Не знаю, зачем я это пишу – скорее делюсь наблюдениями и предупреждаю тех (и себя тоже), кто будет искать работу в этом году. Конкуренция будет высокой, вакансий мало, процессы найма будут медленными и осторожными. Это будет тот ещё квест.