Документы для обучения персонала в ритейле размером S и М

 Публичный пост
4 августа 2025  16

При желании бренда выйти на крупные ритейл полки необходимо помнить о том персонале, который будет доводить продукт бренда с этих полок до полок в шкафах конечного потребителя. Необходимо помнить об его обучении внутрикорпоративным стандартам продаж, основанных на ца бренда, его айдентике, специфике производства, материалах.
Когда мы говорим про обучение персонала в рознице, то мы говорим о двух видах обучений, направленные на две разные группы сотрудников: на продавцов/стилистов и директоров тт (торговой точки). Для первых - это обучение Стандартам продаж, для вторых - это обучение лидерским компетенциям.
Если мы говорим о сервисе, который является конкурентным преимуществом любой компании, нацеленной на развитие в кризисных условиях, и удержании платежеспособного покупателя, то он как раз и зависит от введенных в данной компании Стандартов продаж.

Данным Стандартам обучаются все сотрудники: и линейный персонал (продавцы, стилисты), и директора магазинов, и Ропы, и владельцы (в идеале, но это зависит от размера компании). Но в первую очередь они направлены на линейный персонал (и новичков, и старичков), который напрямую работает с покупателем, во вторую - на директоров и ропов, которые контролируют работу продавцов и соблюдение этих Стандартов, в третью - на владельцев компаний/брендов (если они выполняют функцию директоров или ропов).

Данные Стандарты продаж состоят из:
Стандарты чистоты в торговом зале.
Стандарты внешнего вида торгового персонала.
Стандарты поведения персонала в торговом зале.
Стандарты общения с покупателями в торговом зале.
Стандарты общения с покупателями по телефону или в мессенджерах.
Стандарты оформления заказов для интернет-магазина / маркетплейсов.

По сути это свод правил поведения, внешнего вида, способов коммуникации с покупателем (со скриптами), собранные в одном месте и имеющие название Книга продаж.

Пример:

  1. Стандарты чистоты с торговом зале

• Витрины и входные двери
Вывеска магазина, витрины, фасад и входные двери магазина должны содержаться в чистоте.
На витринах и на дверях должны присутствовать наклейки и иные информационные материалы только установленного образца.
Все наклейки и иные информационные материалы должны согласовываться с администрацией торгового центра или городской администрацией.
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ:
наличие разводов, грязи, пыли на стеклах витрин и дверей;
размещение наклеек и иных информационных материалов не установленного образца.

• Зеркала
Зеркала в торговом зале должны содержаться в чистоте.
Зеркала в торговом зале не должны искажать изображение.
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ:
наличие разводов, подтеков, пыли, грязи, стикеров на зеркалах.

• Полы
• Торговое оборудование
• Светильники
• Музыкальное сопровождение
• Парфюмерия торгового зала
• Кассовый узел
• Кондиционер
• Подсобное помещение

И тд. По всем этим пунктам должны быть прописаны регламенты действия сотрудников.

Пример содержания Книги продаж:

  1. Стандарты чистоты в торговом зале
  2. Стандарты внешнего вида торгового персонала
  3. Стандарты поведения персонала в торговом зале
  4. Стандарты общения с покупателями в торговом зале

● Этапы продаж: приветствие
● Этапы продаж: установление контакта
● Этапы продаж: выяснение потребностей
● Этапы продаж: презентация
● Этапы продаж: работа в примерочной
● Этапы продаж: работа с возражениями
● Этапы продаж: закрытие продажи
● Коммерческие показатели выручки (KPI)
● Уровни продаж (базовый, профессиональный, экспертный)

  1. Стандарты общения с покупателями по телефону или в мессенджерах

● Этикет делового общения по телефону
● Входящие звонки
● Исходящие звонки
● Этикет деловой переписки в мессенджерах

  1. Стандарты оформления заказов для интернет-магазина / маркетплейсов

  2. Советы для новичков

Когда мы говорим про документацию и регламенты, с которыми должен ознакомиться сотрудник при трудоустройстве, то их можно разделить на те, что в таблице. Стоит отметить, что Стандарты продаж также являются сводом регламентов, собранных в едином формате (Книга продаж). Обучение по лидерству для маленьких компаний не имеет весомого значения для повышения уровня сервиса, поскольку направлено на коммуникацию Директора с продавцами, а не продавца с покупателем.

Документы при трудоустройстве:

  1. ТД по ТК РФ/смз/ГПХ
  2. ДИ, мат ответственность (коллективная/индивидуальная),
  3. система мотивации, система депримирования
  4. журналы по ТБ, ПБ, вводный инструктаж

Внутрикорпоративные регламенты включают в себя:

  1. режим работы, график работы
  2. распорядок дня
  3. график поставок/отправок
  4. график мерчендайзинга (переоформление витрин, развески в тз)
  5. график инкассации
  6. и тд

Техническая документация включает в себя:

  1. работа с кассой (открытие/закрытие смены, пробитие чека, продажа инет-заказов, оформление возвратов, проведение скидки, оформление карты лояльности/бонусов, начисление/списание бонусов, продажа/обнал сертификата и тд)
  2. работа с 1С/Мой склад (оформление перемещения, прием поставки, оформление инет-заказов, формирование отчетов, движение товаров и тд)
  3. работа с сайтом (регистрация, поиск товаров, оформление заказа, оплата заказа (нал/бн/сплит/халва/подели) и тд)
  4. и тд

Брендбук:

  1. история компании
  2. вдохновение
  3. миссия
  4. продукт
  5. специфика производства (материалы, тех сторона)
  6. презентация бренда

Мерчбук:

  1. виды оборудования
  2. виды вешалок
  3. способы развески па разных видах оборудования
  4. и тд

Стандарты продаж:
см. содержание Книги продаж

Лидерство:

  1. рабочая тетрадь
  2. тесты
  3. практические задания

Стилистика:

  1. основы стилистики

2.и тд

Материаловедение:
1.шаблон таблицы с материалами, их свойствами и преимуществами
2.и тд

Конфликтология:
1.регламент поведения
2.и тд

Таким образом, все это должно быть собрано в некий Реестр документов для обучения персонала в ритейле, который должен быть в любой компании , желающей развиваться и предоставлять высокий уровень сервиса благодаря профессионально обученным и лояльным сотрудникам.

Аватар Ольга Зимина
Ольга Зимина @ziminazz
Региональный представитель Института развития индустрии моды Beinopen в Нижнем НовгородеBeinopen
📍Нижний Новгород, Россия

Я бизнес-тренер в сфере розничных продаж с 15-летним стажем развития в fashion ритейле.
Имею 10-летний опыт работы на управленческих должностях в таких крупных розничных сетях, как: Incity, Pandora, Luxury Store, Пан Чемодан, Incanto, Business Line, Luisa Spagnoli, ГК Феникс.
Приглашенный преподаватель НФ НИУ ВШЭ.
Помогаю предпринимателям из России, Европы, стран СНГ обучить сотрудников «продавать снег зимой».
Веду свой блог о продажах на vc.ru: https://vc.ru/id1899086.

+7(904)78-75-155 @OlgaZimi

Аватар Алеша Баженов
Алеша Баженов @abajenov
ОсновательИнститут развития индустрии моды и Альянс Beinopen
📍Москва, Россия

Ведущий эксперт направления «Реинжинириг системы моды» в Институте развития креативных индустрий НИУ ВШЭ

https://t.me/abajenov
Соцсети @abajenov2

Прокомментируйте первым

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только зарегистрированные участники бизнес-клуба Альянса x Beinopen.

Бизнес-клуб Альянса Beinopen – это больше 1000 участников из 20 стран. Профессиональный нетворкинг и экспертиза, база контактов.
Об Альянсе x Beinopen

Если вы хотите вступить в Альянс и готовы рассказать профессиональному сообществу о своем бизнесе или проекте, оплатите годовую подписку
Оплатить оргвзнос


Войти  или  Оплатить