Статистика рынка Легкой промышленности РФ 2012–2024 гг.

 Публичный пост
13 ноября 2025  289

Мною было проведено всестороннее исследование состояния рынка Легкой промышленности РФ с 2019 по 2024 гг. К сожалению, после 2022 гг, часть данных об импорте товаров стала закрытой. Но данное исследование позволяет увидеть не просто цифры и изменение показателей, а сопоставить общую картину и тенденции в отрасли.

В докладе проанализированы основные преграды развития отрасли, показан огромный потенциал для роста и проанализированы пути выхода из сложившейся ситуации.

С докладом можно ознакомиться по ссылке:
https://disk.yandex.ru/i/WWcQIYN2GVj2Ow
Проблемы и предложения для развития отрасли:
https://disk.yandex.ru/i/pmeuP3UVVsZUTA

Ниже приведены общие выводы из исследования.

1. Общий рынок товаров легкой промышленности составляет около 30 млрд $ и входит в пятерку основных рынков потребительских товаров для населения наряду с пищевой промышленностью, бытовой техникой и рынком легковых автомобилей, уступая всего в 2 раза объему рынка легковых автомобилей.

2. При этом доля отечественных предприятий-производителей изделий легкой промышленности составляет едва 15% от общего объема рынка — около 4,5 млрд $.

3. Ввиду низкого объема внутреннего производства отрасль фактически не получает государственного внимания, несмотря на колоссальный потенциал роста и катастрофическую зависимость от импорта.

4. Уход иностранных брендов одежды кардинально изменил соотношение на рынке ритейла одежды, но практически не повлиял на рынок производителей внутри РФ.
Наблюдаемый рост отрасли с 2022 года составил лишь 18%, причем основной прирост обеспечивают производители военной, форменной и медицинской одежды, а также инфляция и ощутимый рост цен на одежду.

5. Настораживающей является тенденция закрытия производств крупнейших компаний («Глория Джинс», ORBY) с сохранением и расширением торговых точек и переориентацией на перенос заказов в страны Юго-Восточной Азии. То есть крупные производственные компании трансформируются в торгово-импортные.

6. По оценке экспертов , причины отставания носят сложный системный характер, связанный с комплексом факторов, включая:

-налоговую и социальную политику;
-таможенную политику;
-ситуацию на рынке персонала;
-неконкурентные условия для отечественных производителей по сравнению с импортом;
-низкий уровень производительности труда и организационной культуры управления;
-сложные экономические условия, связанные с привлечением инвестиций и оборотного капитала.

7. Данные факторы приводят к:
-непривлекательности отечественных производств для крупных заказчиков;
-уходу в «серую» зону и дроблению предприятий для снижения налогового бремени;
-деградации промышленного производства;
-снижению квалификации специалистов;
-низкому уровню производительности труда;
-и еще большей непривлекательности для крупных торговых компаний-заказчиков: Эффект "спирали упадка".

8. Усиливается произвол маркетплейсов по формированию ставок комиссии и обслуживания. Повышение ставок осущетсвляется без экономических обоснований. Наблюдается ущемление интересов отечественных производителей (ставка 40%) против производителей и продавцов из Китая (3-6%). Что приводит к незащищенности отечественных производств и массовому закрытию предприятий.

9. Усиливающаяся деградация производственного этапа в цепочке обеспечения населения одеждой и товарами легкой промышленности приводит:
-к неизбежной деградации текстильной отрасли и отрасли производства фурнитуры и комплектующих;
-к деградации системы высшего и профессионального образования;
-к утрате производственных систем, культуры производства, технологий и обеспечительной инфраструктуры.

10. Помимо экономических факторов, также хочется выделить, что легкая промышленность - сфера занятости для наиболее социально- незащищенных трудовых кадров. Женщины в возрасте от 30 до 65 лет.

Резюме

Исходя из рыночной краткосрочной выгоды торговых сетей и ритейла, мы добровольно отдаем внутренний рынок изделий легкой промышленности иностранным компаниям с развитой и эффективной индустрией.

Данная тенденция неуклонно сохраняется в течение последних нескольких лет и грозит катастрофической зависимостью страны от импорта даже в такой технологически простой отрасли, как легкая промышленность.

Без стратегически выверенной политики со стороны государства ситуация не может быть изменена. Однако экспертное и профессиональное сообщество видит пути выхода из данной ситуации и готово внести ряд комплексных стратегических инициатив по преодолению кризиса в отрасли.

4 комментария

Константин, а какие инициативы нужны? Какой видит выход экспертное сообщество?

  Развернуть 1 комментарий

@abajenov,
Прикрепил проект предложений для развития отрасли.
https://disk.yandex.ru/i/pmeuP3UVVsZUTA

Если кратко по направлениям:

  1. Создание Института/Агентства развития отрасли, который может взять на себя вопросы стандартизации и защиты интересов отрасли на основании глубокой узкоспециальной экспертизы. Создавать программы и рекомендации. Детально разрабатывать и просчитывать стратегии развития для отрасли и продвигать их на государственном уровне.

  2. Устранить дисбалансы в экономических факторах, влияющих на себестоимость производства в РФ. Создать благоприятную среду, в которой эффективные предприятия смогут быть конкурентоспособными с иностранными предприятими. Как я показал, в нынешних реалиях это теоретически недостижимо. Из-за чего мы "дарим" внутренний рынок иностранным производителям.

  3. Работать над повышением производительности труда. Комплексный путь, но ключевой.

  4. Ввести финансовые механизмы субсидирования и поддержки производств. Но не заваливать деньгами - а выстроить программу субсидирования, где субсидии могут выделяться только для ответственных производителей, готовых меняться, быть на пике эффективности и конкурировать с иностранными производителями.

На мой взгляд сегодня ситуация критическая. И простые и точечные решения уже не работают. Только комплексная, "хирургическая" работа и стратегия, которая может быть выполнена только экспертами из отрасли, с полной поддержкой государства. Иначе у нас останутся только перепродавцы - которых совсем скоро заменят продавцы из Китая, с учетом последних тенденций он-лайн торговли.

  Развернуть 1 комментарий

@styloncomp, посмгтрел док
что бы я тут главное добавил – общая архитектура всех мер на основе MBSE архитектуры (для обмена данными внутри модели). Например, в заградительных или стимулирующих мерах надо учитывать интересы инвесторов в сырье, повышая локализацию. И в целом строить сфокусированные взаимно интегрированные партнерстве цепочки до сбыта и маркетинга.

  Развернуть 1 комментарий
Константин Кривошеин Генеральный директор автор 13 ноября в 12:15

И дальше хочу развить тему повышения производительности труда и эффективности.
Это, пожалуй, самый сложный вопрос из всех.
Производительность труда это ни в коем случае не про заставить "быстрее шить" или завалить фабрики автоматами и роботами. Эта стратегия не сработает!
Производственный процесс в легкой промышленности отличается -очень высокой динамикой производства
-большой вариативностью процессов
-постоянной сменяемостью ассортимента
-Подавляющим преимуществом ручного труда и операций, которые невозможно автоматизировать, особенно при условии сменяемости ассортимента.

При том что у нас в отрасли десятки тысяч предприятий, у нас в отрасли полное отсутствие стандартов, и главным образом стандартов организации процессов: от разработки и документации, до логистики и организации производственных линий.
То есть начинать эту работу необходимо со стандартов и организационных систем.

У нас пробитые, то есть выбитые ) компетенции по вопросам организации процессов. Катастрофическое отсутствие профессиональных кадров и технологов производств. При этом, за последние 30 лет высшие учебные заведения оторвались от задач производства. Мы теряем школу технологов и совершенно не имеем системы подготовки !специальных! управленческих кадров.

Импортное высокопроизводительное оборудование не может быть полноценно внедрено в текущих организационных моделях управления швейными фабриками. Дорогостоящие автоматы и специальное оборудование на фабриках просто стоит 70-80% времени.

Общие проекты повышения производительности труда внедряемые по госпрограммам показали свою почти нулевую эффективность - так как внедрение 5S и TQM досок это мертвому припарка и откровенно говоря "залипуха" из зарубежных книжек. Без отраслевой системы планирования и контроля процессов - это все не будет применяться и работать.

И главным фактором высокой производительности является фактор объема. А здесь общеэкономические факторы ставят палки в колеса - потому как повышая свою эффективность мы из-за налогов и отчислений не сможем даже приблизиться к себестоимости товаров из того же Китая. И это проблема общеотраслевая.

Так вот, при достижении паритета в экономических факторах и с условием привлечения объема самым действенным шагом является цифровизация и автоматизация процессов управления. То есть внедрение отраслевых стандартов и систем управления фабрикой, базирующихся на информационной платформе.
Чтобы был наглядный пример из жизни: Автоматизация сервисов такси и доставки - обеспечило кратное увеличение производительности этих рабочих мест при снижении стоимости услуг и требований к квалификации персонала.

Поэтому я и говорю, что меры и стратегии должны быть комплексными.

Со своей стороны, мы уже 35 лет работаем по вопросам повышения производительности труда и при внедрении автоматизации производства (минутка рекламы, АСУП Стилон, www.stylon.ru) получаем кратный рост производительности труда на фабриках (до 4-х раз) как у производственного, так и непроизводственного персонала. Поэтому я со всей ответственностью заявляю, что перечисленные мной меры достижимы.

Но стратегия может быть только комплексной и с централизованной государственной поддержкой.

  Развернуть 1 комментарий

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только зарегистрированные участники бизнес-клуба Альянса x Beinopen.

Бизнес-клуб Альянса Beinopen – это больше 1000 участников из 20 стран. Профессиональный нетворкинг и экспертиза, база контактов.
Об Альянсе x Beinopen

Если вы хотите вступить в Альянс и готовы рассказать профессиональному сообществу о своем бизнесе или проекте, оплатите годовую подписку
Оплатить членский взнос


Войти  или  Оплатить