2025: идеальный шторм для фэшн-брендов

 Публичный пост
26 ноября 2025  130

2025 год запомнится надолго –
столько заметных российских брендов ушли в закат. И если честно, 2026-й не обещает быть мягче.

Как вообще всё начиналось?

В конце нулевых интернет был похож на «голубой океан», где можно было расти почти бесплатно.

Эпоха Facebook*, Pinterest, Вконтакте – настоящая песочница, где люди только начинали дружить онлайн, обменивались вдохновением и поддерживали друг друга.

А в 2010 появился Instagram* – и мир модных и творческих брендов просто рванул вперёд.

Путь молодого бренда в 2010-х выглядел так:

– шьём что угодно – футболки, платья, делаем броши, ободки. Можно в цеху, можно дома;
– открываем Instagram* и ловим сотни лайков за каждую красивую фотографию;
– выходим на выставки, раздаём визитки;
– открываем шоурум «в арку, налево, третий этаж»;
– получаем бесплатную поддержку в «Афише», The Village и дружеских блогах.

Скачок роста стал результатом идеальных условий:

– дешёвые кредиты, которыми можно было закрыть кассовый разрыв;
– понятные инструменты продвижения;
– мода на локальные бренды.

Локальные марки заняли свою нишу, не пытаясь соревноваться с массмаркетом – Zara, H&M, Mango.

2020: точка перелома

Пришла пандемия, магазины закрылись. Люди остались дома – сэкономив на путешествиях и ресторанах, с деньгами, которые некуда тратить.

И все начали покупать в онлайне. И лучше всех продавали онлайн маленькие бренды.

Они умели общаться в соцсетях, быстро отвечали в директе, сами упаковывали заказы, пользовались курьерами. И главное – давали чувство: «я покупаю у живых людей, которым тоже тревожно и одиноко».

Параллельно взорвались маркетплейсы, швейные производства выросли в разы всего за год. Рынок наполнился тканями и фурнитурой.

2022: второй мощный толчок

Весной 2022 крупные массмаркет-игроки ушли из РФ. Покупатели остались без привычных брендов и начали искать замену. Это был момент, когда локальные марки снова резко пошли в рост.

Что еще помогло:

– доллар упал до 50 рублей, ткани подешевели;
– в ТЦ освободились площади;
– медиа сами искали российские бренды и бесплатно поддерживали;
– государство анонсировало меры поддержки.

2022–2024 стали годами экспансии: открывались магазины, росли объёмы, появлялись смелые коллаборации, бренды вкладывали в продвижение.

Но уже тогда было видно главное несоответствие: внешне бренды выглядели как замена крупным международным корпорациям. Но по устойчивости – это были маленькие игроки без финансового ресурса.

И всё это проявилось в полный рост в 2025 году.

2025: идеальный шторм

К 2025 году сложилась комбинация факторов:

1. Производить в России стало дорого

Швейные производства стали переносить в Киргизию, Узбекистан, Казахстан – там:

– ниже себестоимость
– много заказов с маркетплейсов
– приток квалифицированных сотрудников
– поставки в Россию без таможни

Российские цеха опустели, объёмы упали, цены выросли. А стоимость пошива в Киргизии подходит не всем – стандарты качества ниже, формат массовый.

2. Деньги стали дорогими

Кредиты? Практически недоступны. Ставки 30–40% – это уже не инструмент, а барьер.

Для малого бизнеса это значит:

– нельзя перекрыть кассовый разрыв;
– нельзя кредитовать расширение;
– нельзя инвестировать в маркетинг.

Покупателям тоже тяжело:
доступные кредитные карты исчезли, ощущение «всё по карману» ушло.

3. Маркетплейсы забрали низкий ценовой сегмент

И сделали это качественно: быстро, удобно, дёшево. И бороться тут бессмысленно.

4. Привычные каналы продвижения сдулись

– Instagram* жив только на органике;
– Telegram – хороший канал, но без органического роста, и люди не подписываются на каналы брендов в Telegram;
– VK – есть, но клиентов там нет.

Все методы, которые работали 10 лет, исчезли. И добавим к этому цифровой перегрев и усталость от информационного шума.

5. Бренды слишком оптимистично планировали 2025 год

Многие рассчитывали: «завтра будет чуть лучше, чем вчера».

Но ожидания не оправдались:

– склад забит товаром, который не продаётся;
– бюджет на маркетинг свернут;
– выручки не хватает на обязательства.

6. Погодные и экономические сюрпризы

– зима 24/25 не наступила;
– лето 2025 началось в июле;
– летние коллекции висели со скидками;
– инфляция ускорилась;
– спрос упал.

7. Вишенка на торте

Ко всему прочему добавилась волна регулирования: маркировка, сертификация, эко-сбор, отмена «серых» логистических схем, НДС.

Чего ждать?

У российских брендов финансовой подушки нет.
И вопрос – хватит ли им устойчивости пережить 2026 год?

Telegram-канал Яны – по ссылке.

[ * ] Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признанной в России экстремистской организацией, ее деятельность в стране запрещена.

Аватар Яна Милевская
Яна Милевская @milyana1109
E-commerce директорonline-fashion.ru
📍Екатеринбург, Россия

Эксперт в fashion e-commerce и digital маркетинге c 2014 г.
Основатель проекта online-fashion.ru
Опыт в fashion ритейле с 2009 г.

Контакты:
тел. +7-922-202-99-49
tg: @milyana1109

Cоцсети:
instagram: fashionfresh_ru
t.me/fashionfresh_ru

Прокомментируйте первым

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только зарегистрированные участники бизнес-клуба Альянса x Beinopen.

Бизнес-клуб Альянса Beinopen – это больше 1000 участников из 20 стран. Профессиональный нетворкинг и экспертиза, база контактов.
Об Альянсе x Beinopen

Если вы хотите вступить в Альянс и готовы рассказать профессиональному сообществу о своем бизнесе или проекте, оплатите годовую подписку
Оплатить членский взнос


Войти  или  Оплатить