И пресса, и коллеги из спортивного ритейла последнюю неделю обсуждают возможную продажу Puma. Главный, но если быть честной, фактически единственный претендент на покупку — это Anta Sports. С моей точки зрения, самая интересная часть этой истории как раз сама Anta: тихое и почти незаметное «китайское спортивное чудо», которое за несколько десятилетий прошло путь от небольшой фабрики в Фуцзяне до глобального игрока из тройки лидеров спортивной индустрии. В 2024 году их выручка достигла 9,8 млрд долларов — сразу после Nike с 51 млрд и Adidas с 25 млрд. И если к этому добавить потенциальные 9 млрд Puma, то вопрос «догонят ли они Adidas» превращается уже в вопрос времени и скорости.
Anta обладает редким талантом — превращать ослабшие или недооцененные бренды в истории успеха. Все началось с прав на FILA в Китае, Гонконге и Макао в 2009 году, когда бренд переживал глобальный спад. На китайском рынке его удалось перезапустить так, что FILA стала одним из самых прибыльных fashion-sports-брендов в регионе. Затем последовали региональные партнерства с японскими и корейскими марками. Но главный прорыв случился с покупкой контрольного пакета Amer Sports с портфолио мечты: Arcteryx, Salomon, Wilson, Suunto, Peak Performance, Atomic — и акционерами мечты: почти 20 процентов, например, принадлежит фонду Чипа Уилсона, основателя Lululemon. В 2025 году Anta приобрела еще и немецкий Jack Wolfskin — это 450 магазинов по миру и более чем 4000 партнерских точек продаж.
Параллельно они продолжают развивать собственный бренд: у группы уже более 10 000 магазинов по миру. Большинство в Китае, где у Anta около 15% рынка — чуть меньше, чем у Adidas. В этом году открывается их первый фирменный магазин в Беверли-Хиллз. В России, кстати, бренд представлен 43 магазинами и аутлетами, включая открывшийся в 2023 году флагман в Авиапарке. Россия пока остается для китайского гиганта микрорынком и генерирует 2,7 млрд рублей выручки, но рост 2024 против 2023 составил более 30%.
Секрет Anta — в их модели. Во-первых, редкая для индустрии вертикальная интеграция: собственное производство и глубокий контроль цепочек поставок в Китае и Азии. Во-вторых, крупнейший и растущий домашний рынок, с которым они умеют работать. В-третьих, очень точные M&A: бренды с потенциалом роста, которые вписываются в глобальные спортивные тренды. Посмотрите хотя бы на то, как изменился Salomon под их управлением. Или как Arc’teryx превратился в культовый бренд.
Портфель Anta сегодня диверсифицирован так, как почти ни у кого: outdoor, теннис, лыжи, смарт-девайсы. Единственный недостающий элемент в короне этой империи — глобальный кроссовочный бренд. И здесь Puma оказывается идеальным вариантом: сильные позиции в футболе, беге, узнаваемость, наследие, коллаборации, способность разговаривать как со спортом, так и с модой. Да, бренд потерял свой былой блеск, но для Anta это не проблема — они мастера возрождения.
Финансово они тоже чуть ли не единственные профильные игроки, которые способны потянуть сделку: их позиция позволит профинансировать покупку, как и привлечь необходимое финансирование. Рыночная стоимость компании — три миллиарда — делает сценарий более чем реалистичным.
Если Anta закроет свою последнюю стратегическую дыру и добавит в портфель глобальный сникер-бренд, то догнать их будет практически невозможно.
Телеграм-канал Екатерины «Бальзам для всего» – по ссылке.
