Цель: За 3 года кардинально повысить конкурентоспособность и эффективность отрасли, увеличив долю отечественных производителей на внутреннем рынке до 40% и обеспечив многократный рост поступлений в бюджет.
Направление 1: Создание «мозгового центра» для управления изменениями и стандартизации
(Фундамент для системного развития)
Учредить Центр компетенций (Агентство развития) легкой промышленности.
Ключевые задачи Центра:
Стандартизация: Разработка и внедрение единых отраслевых стандартов:
– Стандартов управления и качества на предприятиях.
– Стандартов технологического документооборота, расчетов стоимости и отчетности между производителями и ритейлом.
Аккредитация и рейтингование: Сертификация предприятий на соответствие стандартам. Присвоение публичных рейтингов, отражающих уровень организации процессов и качества.
Внедрение лучших практик: Консалтинговая поддержка фабрик по оптимизации продаж, производства, логистики, контроля качества.
Цифровизация:
Создание и запуск единой цифровой платформы для упрощения поиска подрядчиков, размещения и контроля заказов, взаимодействия с поставщиками сырья.
Рекомендация и внедрение наиболее перспективных отраслевых цифровых решений, включая отечественные АСУП (ERP) и системы автоматизированного проектирования (САПР). Критерием выбора должна быть их эффективность в повышении производительности труда и совместимость с разрабатываемыми отраслевыми стандартами. Центр должен стать агрегатором и экспертом по цифровым инструментам, избавляя предприятия от необходимости самостоятельного и зачастую ошибочного выбора.
Создание единой информационной системы для планирования цепочек поставок, которая объединит данные ритейла, производителей и поставщиков сырья. Это позволит перейти от работы «под заказ» к прогнозному планированию, снижая издержки и повышая рентабельность инвестиций на всех уровнях.
Защита интересов: Представление консолидированных позиций отрасли в органах государственной власти.
Направление 2: Устранение фискальных диспропорций и создание конкурентной среды. (Ключевой стимул для привлечения заказов и роста)
Ввести на 3 года специальный фискальный режим для аккредитованных предприятий:
– Снизить совокупный тариф страховых взносов до 7%.
– Установить ставку налога на прибыль на уровне 1%.
Отменить НДС на производство изделий легкой промышленности.
Обнулить ввозные пошлины на ткани и фурнитуру, не производимые в РФ.
Увязать льготы с эффективностью: Аккредитация и сохранение права на льготы должны зависеть от выполнения предприятием плана по повышению производительности труда и соответствию стандартам Центра.
Скорректировать внешнеторговую политику:
– Существенно повысить заградительные пошлины на ввоз готовых изделий.
– Ввести механизм возврата/повышения пошлин на сырье при его последующей локализации в РФ.
Направление 3: Стимулирование спроса и обеспечение инвестиций в модернизацию
(Создание «пряника» для ритейла и «инструмента» для фабрик)
Стимулировать ритейл к размещению заказов в РФ:
Ввести льготные кредитные программы для ритейлеров, размещающих заказы на аккредитованных российских фабриках.
Рассмотреть меры косвенного регулирования (например, установление целевого процента маркировки «Честный ЗНАК» для товаров российского производства).
Запустить целевые программы льготного кредитования для производителей:
Предоставить специальные кредитные линии с пониженной ставкой для:
– Внедрения систем АСУП/ERP (автоматизации управления).
– Приобретения современного оборудования и автоматизации процессов.
– Пополнения оборотных средств под конкретные заказы.
– Инвестиций в основные фонды и переподготовку кадров.
Увязать льготную ставку с аккредитацией. При ее потере кредит переходит на рыночные условия.
Ожидаемые результаты (к 2029 году):
Рынок: Замещение до 40% внутреннего рынка отечественной продукцией.
Бюджет: Увеличение совокупных поступлений (налоги + взносы) от отрасли с ~70 млрд руб. до 350-500 млрд руб. за счет роста легального оборота, прибыли и заработных плат.
Отрасль: Создание управляемого, технологичного и конкурентоспособного промышленного кластера.

Костя, привет. Показал проект в ТПП. Коллеги готовы вписаться, но просят все налоговые меры обсчитать и доказать эффективность. Это то, что мы обсуждали с Ингой Микаелян на январь.
Краткий отзыв Владимира Гамза: "льгот слишком много, это не поддержат. Мб надо только секторальные. А вообще сообщение должно быть в такой форме. "Здесь уменьшим, тут через 3 года увеличится"
Нужно показать быстрое развитие и пополнение бюджета.
Алексей.
Естественно чтобы обсчитать все налоговые изменения нужен доступ к детальным данным по отчетности всех компаний отрасли, чтобы была база для расчета.
Здесь приведена приблизительная оценка на основании общих данных. И прогноз достижимого уровня локализации при условии, что меры будут внедрены комплексно и в максимальном объеме.
Точечные меры, на мой взгляд, никакого сдвига не принесут и закладываемые 40% рынка мы не локализуем.
В идеале здесь вывести функцию и построить график увеличения показателей в зависимости от объема локализации.
Но как я и говорил, для этого нужны точные данные.
Есть идеи где можно их получить? У меня нет идей на этот счет.