Тата Промах - революционер петербургской андерграундной моды, участник SPB Fashion Week, участник фестиваля уличной культуры Street Fashion Show, учредитель приватного фестиваля нестандартной моды Odd Fashion Day. Ее коллекции сочетают в себе сдержанную простоту и лаконичность с экспериментальными и неожиданными элементами. Бренд Таты Промах – яркое высказывание, а ее показы – дерзко-интеллигентный перфоманс.
Сейчас одежду бренда можно наблюдать в московском магазине 80.4 Design (ул. Нижняя Сыромятническая 10/12) и петербургском Tykva Store (ул. Социалистическая, 21). А вот не только вещи, но и саму Тату легче всего лицезреть в собственной мастерской (Вавилов лофт, Кадетская линия, д. 5, к 2Д, помещение 999 – как антиантихрист).
Кто из дизайнеров тебя вдохновляет? Берешь ли какие-то ориентиры для своего творчества в современной модной индустрии?
-Вдохновение происходит, отчасти, и как анализ рынка. Поэтому нужно смотреть и на громкие мировые имена, которые идут или в ногу, или опережая время (Balenciaga, например). У них очень крутой взгляд в digital-сферу, и вообще они не боятся экспериментировать. Также я смотрю просто на людей, и на андеграунд тусовки: узкие комьюнити, которые предвосхищают тренды.
В плане эстетики мне близки дизайнеры востока: Ямамото, Ziggy Chen, Uma Wang, Comme des Garçons. Таким образом, насмотренность плюс собственные интересы вырисовывают картинку с образами, которые я и являю миру. В основном это смесь запада и востока. Мне очень нравятся милитаристические детали, строгие и геометричные в сочетании с драпировками, складками и широкими рукавами.
Края на твоих изделиях часто не обработаны. Скажи, это принципиальное решение?
-Помимо вышеизложенного, меня безумно вдохновляет ткань. То, как она ведет себя без обработки, ее истинная "сущность". Поэтому в своих изделиях я всегда даю ей шанс явить себя в полной красе (называю это «потенциал ткани»). Притом основные, «несущие» швы я делаю максимально закрытыми.
Также натуральные ткани (хлопок, лен, крапива) имеют свойство мяться, и это вполне естественно для них, как для нас дышать, пить и есть. Мы же этого не скрываем. Оттого и фактура вещи, отражающая жизнедеятельность своего обладателя, не должна вызывать вселенский ужас. По мне, выглаженные воротнички и невозможность лишний раз присесть без опасения за лишнюю складку - дико.
Что первостепенно: форма или фактура?
-Форма подчеркивает фактуру.
Экологичные ткани делают людей более осознанными? Меняется ли поведение человека, когда он надевает подобные вещи?
-В экологичных тканях чувствуешь себя комфортно. Это как в лесу помедитировать. Осознанности вряд ли это добавит, если нет на то потребности. Но единение с собой, природой, ветром ощутить возможно.
На твой взгляд, какую функцию должна выполнять одежда, кроме как быть комфортной и практичной? Может ли вещь влиять на поступки и мышление?
-Как говорят обладатели, моя одежда повышает самооценку и дисциплинирует. Для меня главное - человек, и его восприятие себя. И коли мои вещи помогают показать «самосуть» обладателя, резонировать с ним, то я достигла своей задачи.
Моду «не для всех» условно можно разделить на кутюр и андерграунд. В каком направлении тебе работать приятнее?
-От кутюр я очень далеко, хотя когда-то в самом начале я делала шоу-луки и образы для съемок. Для меня самое важное - функциональность. И я стараюсь делать вещи, в которых можно и на рейв, и в офис, и на красную дорожку сходить. Так что хлеб у Высокой моды я вряд ли отберу.
Как долго ты можешь работать "в запале"? Бывает такое, что не можешь остановиться, пока не завершишь идею?
-Дедлайн - лучший мотиватор. Да, бывают моменты чистого вдохновения, когда теряется время, и есть только процесс. Но я тот еще прокрастинатор, к сожалению. А еще, когда очень много идей в голове, а ткани и времени мало, приходится очень многое объединять. Это тоже вызывает некое торможение, ибо хочется все и сразу. Бывает, новые детали и концепт появляются прямо в процессе. Начинаю делать, например, пиджак, а по итогу додумываю/переделываю, и выходит платье. Но это касается придумывания новых образов, по большей части (хотя даже дубликаты я стараюсь делать с незначительными изменениями).
Все твои вещи - one size. Подойдут ли они любителям подчеркнуть фигуру?
-Изначально я фанат папиных рубах. Как по мне, ничто так не подчеркивает женский стан, как подпоясанный оверсайз. Так женская фигура представляется еще более хрупкой, утонченной. Поэтому ко всем моим лукам всегда идет пояс или ремень.
Что для тебя - вершина мастерства дизайнера? К чему хочешь прийти в итоге?
-Вершина мастерства дизайнера - резонанс с публикой: когда я смогу закрыть потребности в самовыражении, комфорте, легком эпатаже тем, что делаю, не уступая своей эстетике. А вершина успеха - преданные последователи.
Ты устраивала показ под названием Odd Fashion Day. Расскажи о нем и о планах на будущее. Ждать ли подобных событий?
-Odd Fashion Day - спонтанное мероприятие, организованное за месяц с бюджетом в 15000р. Изначально планировалась просто тусовка "для своих". Я собрала дизайнеров, которые хотели движа после карантина, музыкантов, которым тоже надоело сидеть без концертов, танцоров и просто зрителей, которых набралось около 300 (внезапно) человек. И получилось хорошо. Теперь хочется еще, но уже с большим профитом для участников. Есть идея трансформировать это в конкурс и найти спонсоров, чтобы была возможность вводить призы для дизайнеров. Также появился вариант перевести это в формат вечеринки, чтобы помимо зрелищ, можно было потанцевать под классных диджеев. Простор идей огромен, вся беда, как обычно - в бюджете.
Вспомни себя в детстве. Сильно ли изменились твои мечты и стремления с детских лет?
-Никогда не знала, кем буду — больше ориентировалась на то, кем хотят видеть меня родители. А когда ты в бедной семье в маленьком городе, то предел мечтаний — какой-нибудь учитель начальных классов с соцпакетом. Поэтому сначала приходилось оправдывать ожидания и возможности семьи. Но когда социальные обязательства были выполнены (2 диплома о высшем образовании), я пошла по своему пути. И тут началось веселье, трудности, стрессы, переживания. Но это такая малость по сравнению с отдачей от Дела, коим я горю: потрясные люди, эмоции, процессы, события… Такой движ дорогого стоит!
Читать статью также можно на официальном сайте OSSMA