Рассказываем, как изменилась работа стилистов

 Публичный пост
15 марта 2022  844

Аня Косулина, арт-директор, фэшн-стилист, автор тг-канала @kosulinaaboutart

Несмотря на то, что долгое время была паника, сейчас в голове все устаканивается ( но не в мире, к сожалению). Становится понятно, что российскую фэшн-индустрию ждет интересный виток развития.
Конечно будет меньше работы. Как минимум фотографам и стилистам, мечтавшим работать в глянце, будет еще сложнее, потому что половину журналов уже закрыли.
Нас сейчас немного законсервируют, но процесс развития не остановится. Он будет более самобытным, аутентичным. Мы все адаптируемся и я уверена, что индустрия станет только интереснее от этого.

Об отмене проектов:

Отказы были и это абсолютно логично. Положение брендов изменилось, поэтому им нужно время, чтобы понять, куда двигаться дальше и распределить финансы с учетом новой действительности.

Я часто снимала для международных брендов, поэтому на себе почувствовала их уход. Кстати, уходят не только бренды. Продюсерские агентства, которые соединяют клиента с командой на проектах, тоже покидают рынок. Как минимум одна такая компания, с которой я работала, переехала из России. А надо понимать, что уход одного заказчика бьет по тебе не так сильно, как уход продюсера. Обычно клиент возвращается к тебе раз в сезон, а с продюсером как фрилансер ты работаешь регулярно.

О новых клиентах говорить пока рано, но паниковать я бы пока не стала. В России остается много локальных брендов, которым нужны съемки. У меня на следующей неделе запланирована клиентская съемка. Когда пыталась забронировать студию для нее, оказалось, что все забито. Съемок в Москве стало меньше, но они есть. Важно продолжать работу, не исчезать из соцсетей и быть на связи.

Никто не отменяет сарафанное радио. Ко мне часто приходили по рекомендации. Сейчас это будет происходить так же. Я всегда говорю своим ученикам на наставничестве – нужно работать с клиентами так, чтобы они возвращались. Если вы были классным исполнителем, то к этому моменту у вас уже есть готовая база клиентов, которые будут возвращаться.

Об изменении запросов заказчиков:

Я не думаю, что пожелания брендов по съемке сильно изменятся. Они всегда одни и те же. Поменяются инструменты. Раньше у стилиста на подхвате всегда был масс-маркет, где можно было докупить украшения, обувь, базу. Сейчас придется выкручиваться иначе.

О комьюнити:

Комьюнити в любой профессии – это необходимость для здорового развития индустрии. Я считаю, что у нас слишком долго не было адекватного сообщества. Скорее, каждый был сам по себе, не у кого было попросить совет. Сейчас люди больше общаются, предлагают взаимопомощь. Любая структура развивается быстрее, когда ее участники действуют сообща.

Если мы говорим про открытые комьюнити, стать их частью довольно просто – надо не выпадать из инфополя. Стилисты часто постят ссылки на подобные группы в соцсетях. Главное общаться с людьми, напрямую спрашивать у коллег, могут ли они добавить тебя в определенное сообщество.

Чтобы попасть в комьюнити, надо стремиться быть его частью. Если ты сидишь и ни с кем не общаешься, это будет сложно. Быть вне инфополя очень опасно, особенно сейчас. В наших новых реалиях надо понимать, что мы есть друг у друга. Следует работать на укрепление связей с клиентами и коллегами.

О будущем профессии стилиста:

Определенно кому-то будет сложнее. Многие начинающие специалисты уйдут. Чаще всего такие ребята сильно опираются на масс-маркет, не умеют работать с локальными брендами. Для них легче купить и сдать, чем научиться выстраивать грамотную коммуникацию.

Фэшн-стайлинг точно не станет хобби, это полноценная профессия, которая может приносить регулярный доход.

О гонораре:

Многие задачи стилистам выполнять теперь будет сложнее, поэтому логично со временем стремиться к тому, чтобы запрашивать более высокие гонорары за стайлинг и особенно за арт-дирекшен. Не взвинчивать цены, но и не работать в ущерб себе. Самое худшее, что можно сделать в текущей ситуации – начать обесценивать свой труд.

О соцсетях:

У нас есть Telegram и ВКонтакте. Я знаю фотографов, у кого хорошо развиты группы в ВК. Еще желательно, чтобы у любого творческого специалиста было портфолио на таких сайтах, как Behance. Это было актуально и до блокировки соцсетей.

Алиса Месяц, фэшн-стилист, продюсер Self Made Studio

Как и в ужасном 2020 года ищу работу через знакомства, по рекомендациям, пишу в издания, которые ещё работают. Я планирую сформировать аудиторию из ассистентов, стилистов, фотографов, визажистов, сет-дизайнеров – чтобы иметь возможность предлагать сотрудничество не только от своего имени, но и от лица команды. Как показывает опыт, чем проще заказчику – тем чаще он вас приглашает.
Сейчас главное не теряться и продолжать работать. Нужно найти и объединить ближайший круг знакомых, держаться вместе, приглашать друг друга на съёмки. Это и будет вашем комьюнити!

Об отмене проектов:

Были отменены многие запланированные съемки с крупными заказчиками. В работе стилиста и продюсера нужно быть готовым ко всему. Ещё со времён карантина в 2020 году мы адаптировались продюсировать многое онлайн, согласовывать детали проекта через Zoom.

За последние две недели многие издания приостановили свою деятельность, отменились спецпроекты, но появились заказы от локальных марок из Петербурга. Пришли те самые друзья дизайнеры. Думаю, что сейчас многие стилисты будут сотрудничать с отечественными брендами, поддерживать их и расширять свои компетенции. Возможно кто-то начнет преподавать, курировать образовательные проекты или консультировать начинающих специалистов.

Об изменении запросов заказчиков:

Сейчас важно чтобы съемка была более концептуальной. Все устали от просто красивой картинки.

В съёмке эдитортала, если издания снова запустят работу, предполагаю, останутся селебрити (чтобы удержать рекламодателей) и в качестве концепта – демонстрация культурного наследия, социальный контекст.

О поиске проектов:

Тут всё как обычно – взаимодействие с фэшн-средой. Нужно самостоятельно писать по вопросам сотрудничества в шоурумы, локальным дизайнерам, предлагать себя в качестве ассистента на стажировку в издания. В этом плане, ничего не изменилось. Возможно, бюджеты сократят, тогда будете работать за бесценный опыт.

О комьюнити:

Коммьюнити сейчас – это важный социальный капитал. Если вы с кем-то сотрудничаете, знакомитесь с участниками команды, вас обязательно пригласят во все дружественные изданию места. Закрепитесь за «главным» стилистом, ассистируйте.

Было бы сложно разобраться во всем в одиночку. Я продюсирую образовательный проект по стайлингу Self Made Studio, Skillbox и другие, мне всегда интересно, когда вокруг много приятных людей. А ещё такой опыт работы приносит новые возможности для самореализации. И то, что можно работать онлайн – очень приятно!

О будущем профессии стилиста:

Будет большой отток в сфере стайлинга, особенно среди фэшн-стилистов, чей основной заработок – съёмки. Кто-то не справится: сложно искать одежду и сотрудничать с изданиями, когда многие из них приостановили деятельность.

Хорошая новость – те, кто удержат свои позиции и продолжат работу скорее всего плотно пропишутся у заказчиков. Сейчас всем нужен контент и истории, чтобы сохранить бизнес.

О гонораре:

Стратегия ценообразования изменится, но если вы того стоите, не думаю, что сильно ужмут гонорар. Сейчас сложно реализовать продвижение. Новичкам придется трудно, многие заказчики будут сотрудничать на бартерной или творческой основе.

О соцсетях:

Может быть я наивная, но, мне кажется, всё будет хорошо.

Если очень переживаете, можно создать Telegram-канал, продублировать туда свои работы, инсперейшены, полезную информацию о сотрудничестве. И сделать портфолио отдельным файлом.

Виолетта Сорокина, фэшн-стилист, продюсер, преподаватель Self Made Studio

Закрытие всех магазинов заставит обратить внимание на локальные бренды. Но смогут ли они пережить этот кризис? Сколько будут стоить их вещи?
Журналов больше нет, а те, кто остался, будут выживать, благодаря местным рекламодателям.
Прогнозировать что-то пока очень сложно, но для себя я решила одно – использовать это время с пользой. Я продолжаю работать как стилист и учусь фотографии.
Когда одни двери закрываются, открываются другие. Да, будет сложно, но надо быть стойкими и помнить – что бы ни было, мы сами определяем свою жизнь.

Об отмене проектов:

Петербургский бренд, с которым обсуждали съемку, решил сейчас ничего не снимать.

На определенное время надо взять паузу, чтобы самому прийти в себя, и дать оклематься клиентам. После – писать местным брендам, предлагать свои услуги, варианты сотрудничества.

О комьюнити:

У школы Self Made Studio, где я преподаю, есть закрытый канал для выпускников. В нем публикуется информация по ассистированию и проектам, также существует канал с информацией полезной для работы в нынешних условиях.

Я и мои коллеги давно говорили о создании профсоюза стилистов. Видимо, он скоро сформируется с сохранением исходного названия.

Сейчас стоит следить за всеми коллегами (стилистами, фотографами, визажистами) и через них выходить на новые каналы. Если вы начинающий специалист, можно предложить свою помощь более опытным стилистам.

О блокировке соцсетей:

Многие сейчас заводят Telegram-каналы, но это удобно только если у вас уже есть большая аудитория. Поддавшись всеобщей панике, тоже его завела: очень непривычно и неудобно.

Марина Нова, фэшн-стилист, арт-директор

Об отмене проектов:

Из всех, отмененных на данный момент, вернулись две съёмки. На самом деле, такого тревожного чувства неизвестности я не испытывала давно. Были даже мысли, что в такие тяжелые времена про креативную сферу никто не вспомнит, магазины будут использовать тот визуал, который был отснят раньше, ведь всегда остается дополнительный неиспользованный контент.

О новых клиентах пока рано говорить, я уверена, многие не понимают, что будет дальше.

О гонорарах:

С гонорарами пока совсем непонятно, что делать. На данный момент, я взяла проекты со стоимостью ниже, чем обычно, ведь непонятно, что будет дальше.

О блокировке соцсетей:

Остаётся надежда, что все блокировки и уходы временные. Если нет, то, первое время будет очень сложно найти заказы и клиентов. Да и для брендов кроме личных сайтов, по сути, не останется платформ для публикаций, а если так, то нет нужды в постоянном контенте.

Альтернативные платформы – вопрос хороший. Telegram не совсем тот инструмент, где можно интуитивно или по рекомендациям найти специалиста или страницу. Очень большие надежды на Яндекс.Дзен, но лично мне не ясно, как он будет работать в плане рекламы.

Прокомментируйте первым

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только зарегистрированные участники Альянса x Beinopen.
Что такое Альянса x Beinopen

Если вы хотите вступить в Альянс и готовы рассказать профессиональному сообществу о своем бизнесе или проекте, оплатите годовое участие в Альянсе
Оплатить оргвзнос


Войти  или  Оплатить