7 апреля провели зум с Юрием Молодых, ответственным в Фонде НТИ за технлогические конкурсы, реализуемые в рамках Национальной технологической инициативе по линии Министерства образования. Начали проектировать систему ежеквартальных конкурсов с несколькими треками/номинациями.
Технологические конкурсы - это инженерные соревнования, в рамках которых решаются актуальные технические задачи. В рамках Национальной технологической инициативы, победители конкурсов получают призы на развитие и масштабирование технологий. Приз - не целевой грант, и поэтому не требует отчетности и других бюрократических осложнений.
Приоритетом данных конкурсов становится не только развитие прорывных уникальных технологий, науки и бизнеса, актуальных для экономики. Основное требование – реалистичность, разворачивание тех технологий, которые можно развивать. Важный фильтр - наличие в России компетенций: достаточного количества команд, чтобы формат инженерных соревнований был целесообразным (например, микропроцессор по норме 12 нм – не подходит, так как нету достаточного количества команд, которые могут даже в перспективе его создать; а в задачах, по которым есть задел – реализуем).
Примечание: в ПНТИ на 2022 год будет большая программа по инфраструктурным центрам. Что бы это ни значило
Этапы работы по конкурсу
1. Соучаствующее проектирование и коллективная стратегия
Коллективная разработка конкурса с привлечением экспертов сообщества. Будем считать, что она началась.
2. Конкурс, а не грант
Деньги выдаются не под проект, а на основании испытаний прототипа (например, ИИ проверяет сочинения учеников, преподаватели тоже проверяют – жюри сравнивает результаты проверки – есть объективный критерий – призовой фонд вручается не просто лучшим участникам, а только тем, которые выполнили критерий испытания). Организация испытаний – сложная процедура, в которую должны быть вовлечены отраслевые эксперты.
Деньги призового фонда не облагаются налогами, нет никакой отчетности, можно потратить на что угодно.
Сумма может быть от 1 до 300 млн. рублей.
3. Полезность уже на этапе конкурсного отбора
Помимо призового фонда для компаний-победетелей в документации есть условия, что конкурсный отбор должен быть полезен уже сам по себе. Например, конкурс по беспилотным автомобилям помог создать открытый датасет для сертификации – так сам конкурс уже представля собой ценность для индустрии. Аналогичным может быть, например, конкурс по функциональным тканям, в рамках конкурса будут сформулированы ограничения, стандарты, опоры для сертификации.
4. Переодичность
По предыдущему опыту коллеги видят, что вместо одиночного конкурса – гораздо эффективнее будет длинная история на несколько лет (стратегические цели) и периодичная (регулярно решать маленькие задачи). Самым эффективным кажется проводить этапы конкурса раз в полгода или раз в квартал. Например, в конкурсе по летающим беспилотникам "Аэрологистика" – сруктура конкурса такая, что раз в полгода проходят испытания, на каждое из них выделен призовой фонд. И каждый раз усложняется задача. Выигрывает каждая команда, которая достигнет поставленной задачи.
5. Сроки запуска – апрель-сентябрь, деньги в 2022 году
Если завтра собираем группу экспертов и начинаем писать документацию, то сможем запустить в сентябре. Раз в месяц проходит совещание, где обсуждаются темы конкурсов. В апреле-мае мы соберем концепцию. Если ПНТИ утвердит конкурс, то около 1,5-2 месяцев пишется конкурсное задание (верхнеуровневый документ, без деталей, сроки с точностью до месяца). Документ конкурсного задания идет на комиссию Минобрнауки. Летом будет сложно утвердить (хотя я бы попробовал – А.Б.). После утверждения (реалистично около сентября) – конкурс будет запущен сразу – субсидия уже выделена, если конкурс утверждается – сразу можно расходовать средства. Если все будет так, то с сентября можно запустить первый этап, который должен быть простой по подготовке. Если мы хотим в этом году вручить призы, то этап должен быть простым и быстрым, с последующим усложнением в следующие кварталы или полугодия (согласуем в техзадании).
6. Какие задачи может решать конкурс?
Леша: какие задачи можно было бы решать?
- консолидация сообщества, создание длинных цепочек кооперации
- создание локального сырья (ткани и нити, адаптация под малый бизнес и проч)
- инфраструктура
- прозрачность цепочки производства
- технологии сбора и переработки одежды
- технологии продления службы
- метавселенная (гибридная одежда)
- 3D моделирование для ателье
- ковеаринг
Юрий:
Надо послушать рынок. Главная сложность в том, что провести испытания нужно так, чтобы это было объективные результаты. Например, бизнес-экосистемы и метавселенные – очень сложно провести конкурс так, чтобы это было объективно, сложно проводить, потому что сложно понять, как оценивать, как померять, какая метавселенная лучше. Дьявол же в деталях: все соцсети одинаковы – но все очень по-разному устроено. Но может быть экспертам надо просто подумать над метрикой.
С производством тканей – гораздо проще. Например, ткань не теряет характеристику после 100 стирок – если это достигнуто и объективно измеримо, то финалист получает деньги.
Леша:
Самая острая проблема – порвались связи, нужно создать длинные цепочки кооперации за 2022 год. Экология тоже никуда не делась – это реальная угроза для человечества. Простыми словами цель нашей работы уйти от доминирующих 200 брендов к 100 тыс. локальных брендов: сырьевая база (с переработкой) –> инфраструктура для мелкооптового производства –> и 100 тыс. небольших брендов.
Варианты треков, которые могут быть ежеквартально:
- Трек по групповой закупке (10 км ткани рентабельно для производств, 500 м рентабельно для малого бизнеса)
- Трек про новые функциональные ткани
- Трек по химии
- Трек про инфраструктуру
- Трек про метавселенные
- Трек по прозрачности
- Трек по работе ателье с 3D
- Хакатон по проектированию нового премиум-рынка. Если критерием будет факт продажи (например, коллекция, сделанная в результате хакатона, куплена 3 магазинами на 500 тыс. руб.), то критерий объективный, можно выдать приз, например, 1 млн. рублей, на который можно расширить производство
- Хакатон – по проектированию совместной работы креаторов, марок, производств и ритейлеров на блокчейн: совместно сделали одежду, поставили на реализацию в магазин, после продажи на основании смартконтракта получили каждый свою долю
- Хакатон по доверенному взаимодействию в сообществе
NB. это все первичные идеи, направления мысли, которые будут обсуждены позже
Выводы из встречи:
- На следующей неделе встреча 14 апреля в 13:00 встречаемся, прорабатываем дальше
- Совместно с экспертами начинаем разрабатывать конкурс
- Публикуем все этапы работы тут на форуме бииноупен в режиме "для зарегистрированных экспертов"
На текущий момент проект остановлен
Алексей, большое спасибо за обсуждение!
Очень подуктивно созвонились, и я надеюсь что этот форум сможет помочь дать новое развитие сообществу!
У нас прошел еще этап обсуждения, сохраню тут в комментах, чтобы не потерялось.
**
Прорывные системы, благодаря номинациям конкурса, развиваются поэтапно, набирая уровень сложности задач от конкурса к конкурсу на протяжении 3 лет. Побеждают компании, предлагающие сервисы/решения, которые изменят сектор и привлекут инвестиции. Такие стартапы, которые будут помогать малому бизнесу, а не крупному. Нужно придумать примеры таких сервисов – это те точки кооперационных цепочек, которые сейчас страдают (совместная закупка тканей, новые технологии для создания экологичных тканей, производство нитей и т.д.).
Стартапы-участники сразу будут включены в кооперационные цепочки, потому что решают те проблемы, которые индустриальное сообщество запросит само. Раз мы строим "самоуправляемый рой", а не корпорацию, то и заказ идет от сотни маленьких компаний. Малый бизнес может сам предложить тему конкурса, поделиться проблемами, с которыми они столкнулись, и потом проголосовать за то, какие решения им сейчас нужны.
Организовывать хакатоны (предакселераторы, разгоняющие активность), на которых люди получают картину отрасли, погружаются в проблему и начинают ее решать (писать код, выращивать ткань). Так отборочные туры (хакатоны?) могли бы стать сразу популяризацией этих программ/решений/ниокров и точкой внедрения. Нужно подключать к участию ВУЗы (писать дипломы), венчурные компании. Выставки-продажи по результатам хакатона/конкурса: может быть, именно от количества проданных услуг им давать премию?
Я вот подумал, что "Почты" и "Сберы" как заказчики – это хорошо.
Но раз мы строим "самоуправляемый рой", то лучше всего было бы, чтобы все наши разработки заказывали не госкомпании, а существующие сотни маленьких компаний. Вообще в идеале чтобы они голосовали за то, какие решения им сейчас нужны. Так отборочные туры могли бы стать сразу популяризацией этих программ/решений/ниокров и точкой внедрения. Выставкой-продажей. И может быть именно от количества проданных услуг им давать премию? Но тут надо продумать какой-то достаточно объективный критерий, чтобы нельзя было накрутить.
И еще одна итерация - питч в лифте
Конкурс по реинжинирингу одежды и экосистемы производства
• Сбор и соревнования инженерных команд для преодоления технологических барьеров
• Сбор и соревнования региональных мелкооптовых альянсов (распределенных производств), которые сразу интегрируют технологии в запрос потребителя
Важно, что уже существуют ГОСТированные испытания для текстиля и одежды (растяжение, количество стирок). Плюс к этому мы будем проводить испытания под функционал.
2.2 Экологичное сырье и переработка
• ткань из новых материалов соответствует ГОСТу, техзаданию ритейлеров и может быть переработана в одежду
• чернила для сублимации подходят под принтер и выдерживают 40 стирок
• лен-долгунец достаточной длины (запрос к сырью от потребителя)
• биотехнологии: естественные красители выдерживают 40 стирок
• спецноминации от партнеров: заказ на гнущиеся светодиоды, умные ткани защищающие от радиации, носимая электроника
2.3 Оборудование:
• станок включен в производственный цикл регионального продуктового альянса (в одежде есть след, что она на локальном станке сделана).
2.4 Новое взаимодействие потребителя с одеждой: прозрачная цепочка производства, экологический след, повторное использование
• поднес телефон к вещи и увидел, кто сделал и уровень экологичности вещи, при повторной покупке выше экологичность (+скидка)
• система быстрого сбора одежды: сдать одежду можно за 5 минут (оценка, оплата)
• сортировка: либо в переработку, либо в ремонт/химчистку/апсайклинг и повторное размещение в продажу за 10 часов
2.5 Решения по софту и экосистеме распределенных производств (скорость работы, стандарты)
• Использование софта в реальном производстве
• Конкурс для инфраструктурных центров на базе ВУЗов или профессиональных сообществ (например, «цифровой дом моделей» в Екатеринбурге) и Ателье в моногородах. Критерий испытаний – скорость совместной разработки. Кто за 3 часа произведет одежду по цифровому аватару дизайну (3Д моделирование, защита прав), адаптирует лекала под индивидуальную фигуру (3Д фитинг) и поставит до логистического пункта или места продаж. Потенциальные крупные заказчики – маркетплейсы и интернет-магазины.
• Распределенные производства (региональные альянсы)
• Конкурс 2022: кто первый сможет сделать новый продукт (повторно используемую одежду) в прозрачной цепочке с максимальной локализацией
• Конкурс 2023: скорость работы консорциума (пошив одежды по требованию за 10 и меньше дней)
• Сервисы для взаимодействия альянсов
С кем делаем:
• с региональными инженерными сообществами на базе ВУЗов и компаний,
• региональными ритейлерами, мелкооптовыми альянсами (марка-производство-ритейлер),
• с бизнесом – Яндексом, Озоном, АФК Система, БТК, ВТК
• с региональными центрами развития предпринимательства
• крупными заказчиками спецодежды и унифрмы (РЖД, Газпром)
Кто команды-участники:
инженерные команды, альянсы «ритейл-дизайн-производство»
• международные миллиардные примеры бизнесов распределенных производств (Shein, Boohoo)
• рынок сейчас полностью перестраивается и очень пластичен, время занять его локальными технологическими альянсами – будет яркий всем понятный результат
6. Приложение: https://docs.google.com/document/d/12I4mO6uk94FvLxhf9rQgmi7r9ORFavIrCeeC4TLyvTk/edit#