Проект развития экосистемы мода/легпром в Иркутской области

 Публичный пост
27 мая 2022  1885

26-27 мая 2022 Институт Бииноупен был на "Гастролях" в Иркутске. Со стороны могло показаться, что мы много говорили, на самом деле мы столько же слушали и наблюдали. Горожане иронизируют над "заезжими москвичами" и привыкли жить "своим умом" (мы тоже). Город построили купцы (самоорганизация предпринимателей), о чем напоминают и жители, и мемориальные доски. Бизнесом заправляют активные женщины, значит больше страсти и меньше авторитарности. Чувствуется плотный контакт "петербургской декабристской архитектуры" с восточной бурятской культурой. Развита ресторанная и ночная жизнь: малый бизнес (+коммуникации и брендинг) научился постоянно возвращать людей на съемочную площадку праздника. Один из таких летних балов мы посетили и было "очень дайверсити" – вместе много очень разных людей, радостно танцующих и празднично одетых. Мне кажется, если локальные активисты создали "ресторанную" культуру, значит, можно создать и "модную".

Ниже мы поделимся общими наблюдениями и предложим читателям (особенно иркутянам) поспорить и предложить свой взгляд. Результатом этого обсуждения станет дорожная карта – рекомендательный документ с коллективной стратегией развития модной индустрии и легкой промышленности в области.

Легкая промышленность

А
Cильное сообщество фабрик, по оценке Анны Резник, годовой оборот входящих в него фабрик 1 млрд. (Кластер легкой промышленности), есть и другие оценки, но легпрома много, а в СССР было раз в 10 больше.

Б
Все производства загружены. Заказы перетекают на маленькие производства и их тоже загружают. По словам предпринимателей, если потребность в кадрах удовлетворить, то возможен рост объема производства на 30-50%.

В
Мы поняли, что все что-то шьют. Но что шьют фабрики? Кому в городе кому-то надо то, что они шьют? Есть ли успешные кейсы?

  • Типичная крупная фабрика около 100 человек (Швейная фабрика ВИД, Ангарская швейная фабрика): производят спецодежду для Газпрома и подобных компаний (куртки, комбинезоны), школьную форму, сорочки. Не со всеми материалами умеют работать. Стремятся к заказам от 500 и 1000 единиц. Фабрики были бы готовы начать работать с дизайнерами и потребительским рынком, если бы были объемные заказы от этих дизайнеров. Некоторые производства могут работать на потребительский рынок, но не имея этого опыта, сомневаются в том, что это возможно. Надо дать этот опыт.

В
При этом у фабрик низкая маржинальность (20% заработок с госзаказа, но высокие кредитные ставки сокращают доход почти до нуля). Нужно, не отказываясь от существующих моделей, выходить на более маржинальный продукт. Какой?

  • низкая маржинальность и при госзаказе, и при пошиве для марок для маркетплейсов, так как они все продают на вайлдбериз по самой низкой цене

Г
При этом шить крупным оптом – негибко в ситуации такого кризиса, когда могут разрушиться любые производственные цепочки, в том числе приостановится заказы на спецодежду. Нельзя шить только на госзаказ – необходимо диверсифицировать риски.
В ситуации обрушения кооперационных цепочек, уменьшения цифровой связности ушедших брендов, есть все резоны работать с локальным рынком. К тому же это мировой тренд – нужно шить и сразу сбывать на ближайшей территории, нужна возможность мобильности в ассортименте. Нужно всех учить работать с мелким оптом.

Мнения:

  • из-за того, что не оптимизированы производственные процессы, большое количество мелких заказов снижает в целом темпы работы производства и влечет дополнительные расходы – процесс запуска заказа не автоматизированный и трудоёмкий
  • на сегодняшний день работа организована так, что крупные фабрики не могут настроить производство мелким опытом (от 100 единиц), это для них это работа в минус (хотят хотя бы от 500 единиц, лучше от 1000)
  • дизайнеры предполагают, что шить 500 единиц выгоднее в Турции, а местное производство нужно как раз для мелкого опта и/или фулфилмент, однако при работе с зарубежным производством есть тоже много рисков особенно сейчас
  • есть маленькие цеха, ориентированные на заказы поменьше, но они также загружены заказами от крупных игроков

Д
Главной проблемой фабрики называют дефицит кадров вследствие непопулярности профессий. Нужны программы для быстрого обучения, популяризации профессий и программы поддержки самих профессионалов – технологов, конструкторов, закройщиков, портных, швей.

  • Есть мнение, что на производствах некомфортные условия работы для молодых специалистов, старение кадров.
  • Евгений рассказывает, что у него с мотивацией работников всё прекрасно: на производстве чисто, светло и уютно, швеи работают по собственному желанию даже по выходным. Зарплата сдельная от 30 до 70.
  • Подробнее проекты опишем ниже, но один проект Евгении Балковой отмечу тут – создание профсоюза, защищающего интересы работников ручного труда.

Мода и креативная индустрия

1
Брендов из Иркутска мы не знали. Нам называли Inspire (продается в Трендайланде (Мск), Воронеже и +), Suborbia.ru, Kukla (теперь Москва), 616 (теперь Питер). Пока готовились к "Гастролям" ребята нашли около 20 брендов (от ателье до дизайнеров). Только 5 из них ответили (недоверие?). При хорошем качестве одежды, визуальный контент разрозненный и шаблонный - нет единой картинки и истории.

2
Есть региональные тематические медиа (irkfashion.ru, Верблюд в огне, радио мсм). Есть активисты. (Как с ними сотрудничать? Какие медиа читают потребители?)

3
Все говорят про Байкал, но всего пара кейсов (пример: Abzaeva https://instagram.com/abzaeva_designbrand). Туристических брендов мы не увидели, хотя огромный потенциал. Где вообще туристы покупают? Много ли их?

  • гиды их привозят, с ними можно договориться, как и с персональными стилистами от 10 до 15%
  • в центре много шоурумов ( 130 район), но из-за визуального хаоса (кричащие вывески) мы не видим там премиальный бренд

4
Дизайнеры «производственно не грамотны», нет опыта работы, не умеют технологический запрос отправлять. Нужно учить в коворкинге не «креативности», а работе с технологическими картами и фабриками.

  • у дизайнеров нет навыка работы с документацией, необходимо автоматизировать этот процесс. разработать шаблонную документацию, с которой будет работать и производство, и дизайнер (технический рисунок, технологическая карта, договор)
  • разработать общие стандарты для технического задания
  • эту задачу может решить швейный коворкинг «Швейный холл» вместе с фабриками (кластер легпрома) и Институтом Биинопен в рамках программы акселерации

5
Развитая ресторанная и ночная культура должна быть драйвером для индустрии моды. Ресторан и клуб – это место, куда люди возвращаются. Поэтому есть специалисты, которые уже умеют работать с брендингом и коммуникацией. Их опыт нужно популяризировать.

  • Нужна акселерационная программа, которая поможет систематизировать и показать опыт работы с потребителем – бренд и коммуникацию

Потребитель

I
Емкость рынка (600К в городе, 2,5М в области) говорит о возможности начинать с города, потом расширяться на соседние миллионники.

II
Потенциальные сегменты покупателей, на которые нужно развернуть экосистему производства товара и смыслов (дизайнеры и марки, мелкооптовые производства и фабрики, креативные специалисты):

  • локальные студенты и молодые работники креативной индустрии – развивать сторителлинг и мелкий опт, тогда будут шить друг для друга
  • массовый покупатель в ведущем торговом центре (пример?) – через ярмарку (курируемый маркет) научить производства работать ассортиментной матрицей, ритейлом, креативом и съемками (дать первый опыт)
  • туристы – дизайнерский хакатон создаст премиальные бренды с локальными кодами для прогрессивных туристов
  • соседние миллионники и Москва – туда попадут лучшие масс-маркет и премиальные бренды в тот момент, когда приживется новая культура работы с брендами

Проблемы и предложения во время круглого стола и проектировочной сессии

Как сами предприниматели описали свои проблемы и какие идеи обсуждались.

Проблема: не знают, куда продавать (=не видят, что могут шить для своих жителей, не используют потенциал)

Решение: курируемые маркеты – как Ламбада и как Плейс, которые создают бренд и дают опыт работы с локальным покупателем.

Проблема: очень серьезный дефицит кадров – технологи, конструкторы, закройщики, портные, швеи. Очень маленький набор, потому что нет желающих.

Решения, наперебой предложенные предпринимателями и нами:

  • Сократить образовательные программы / 3 мес
  • Набор на обучение по целевым договорам (целевая программа "демография", через службу миграции)
  • Детский конкурс на пошив коллекции
  • Популяризация рабочих специальностей со школы
  • Сделать ручной труд модным / ПТУ Симачев
  • Изучить Вордскилз (есть ли случай трудоустройства участников и победителей?) и программу "Профессионалитет"
  • Рост зарплат (средняя ЗП в пооперационном производстве 23-25, портные 30-40. Надо бы 40-50
  • Мероприятия для популяризации ручных профессий (объединяя модных, ручную работу и ремесла)
  • Оплачиваемая практика на производстве
  • Соцпакет, общежития для иногородних и льготная ипотека

Проблема: дефицит материалов

Решение: групповой заказ на Чайковский комбинат, БТК, ВТК

Проблема: в городе нет печати, окраски мелких серий

Решение: поставить в центр коллективного пользования и прототипирования принтер (Максим, напиши, какой)

Проблема: нет стандартов и договоров

Решение: разработать такие стандарты для ЦКП и П

Проблема: сложные документы на субсидии и прочие меры поддержки

Решение: Пошаговое сопровождение в Моем бизнесе (давайте укажем телефон, как записаться на прием)

Проблема: где взять инвестиции?

Решение: создать площадку для питча инвесторам + кейсы + льготный кредит на легпром  5%

Проблема: не хватает ресурсов

Решение: Снижение налога УСН с 6 до 2% (аналогично как в Приморье)

План действий

α

Соединить легпром и креативную тусовку
Есть легпром (сразу объединенный в кластер) и есть креативная тусовка с опытом работы с сообществом и брендами. Есть тусовка дизайнеров, стилистов, фотографов, художников. Например, проект с оформлением остановок (ссылка). В 130м квартале много шоурумов. Много классных мест, есть ночная жизнь. Но при этом высокое недоверие –разобщенность комьюнити.

β
Изучаем снижение УСН
Попросим Мой бизнес изучить кейс в Владивостоком, когда снизили УСН с 6% до 2%, и в комментариях написать, можно ли это повторить.

γ


Фабрики развернуть на потребителя, сделав бренды
Важно учить работать со сторителлингом (многие спрашивают - есть интерес, нет навыка).
Фабрики хотят создавать бренды, но не имеют такого опыта. не умеют быть брендами. Хотят ли учиться? Если «да и быстро», то нужно набирать бренд-менеджеров.

– Нужно дать акселерацию для команд, обучить, как работать с бренд-менеджером (такая специфика предпринимателей, что надо не делать своими руками, а приглашать уже опытных специалистов, которые в Иркутске тоже есть).

δ
Даем производствам и маркам опыт такой работы через Курируемый маркет
NB. Уже есть в городе визуально приятный https://instagram.com/marketirkutsk

Цель: адаптация ассортимента фабрик под локальных покупателей, тестирование ритейла, возможность поддержки ТЦ, опыт в кооперации фабрик кластера и КИ, опыт в быстром производстве мелкого опта.

  • ТЦ: целевая аудитория, целевой ассортимент ушедших магазинов
  • Разработка ассортиментной матрицы. Что могут шить?
  • Маркетинговая компания (опыт, региональный бренд)
  • Стимулирование кооперации с КИ

ε
Сырьевая база
Изучаем возможности восстановления сырьевой базы.
Потенциально: техническая конопля, лён, крапива, соболь, химические волокна, вискоза.

ζ
Популяризация профессии
(Нужно обсудить, что эффективнее всего из вышеназванного)

η
Что еще почитать про нашу деятельность сейчас
Основные проекты Института Beinopen
https://beinopen.institute/products
Как мы работали в других регионах
https://beinopen.institute/cases
Проект программы реформ легпрома https://forum.beinopen.ru/post/310/
Моделирование новой экосистемы https://forum.beinopen.ru/post/137/
Система конкурсов НТИ https://forum.beinopen.ru/post/136/
Проектирование цепочек кооперации в премиальном сегменте https://forum.beinopen.ru/post/73/

Призыв к действию

Если вы это прочли, значит вам интересно то, что мы делаем. Значит, и нам интересно ваше мнение. Давайте обсудим в комментариях. Чтобы получить доступ напишите в чат https://t.me/+wuf0NFKg6tpmNWE6 свой мейл и просьбу "хочу на форум". За одно во время регистрации вы расскажете о себе нашему сообществу.

Связанные посты
9 комментариев
керя , куратор проектов 1 июня 2022

Действительно показалось странным, что в Иркутске практически нет Байкала и какого-либо классного мерча, хотя там и туристы и темы, которые оч популярны за пределами региона. В Екатеринбурге, например, оч круто работают с мерчем и Уральской самобытностью: свечи из бетона, словарь жаргонов местных гопников, футболка, которую нужно положить в морозильник, чтобы прочувствовать уральский мороз и много разных аксессуаров из камней, одежды, которые рассказывают историю края. Поэтому здесь вижу большой потенциал, даже есть креативщики, но не оч понятно, почему они не реализуют подобные кейсы (не знают где произвести или продать, не подходят условия, еще какие-то трудности?)

Еще вижу небольшую проблему в том, что мы пытаемся научить предпринимателей сторитейлингу (дискуссия в 1 день подтвердила это), потому что задача предпринимателей - предпринимать и зарабатывать деньги, а не рассказывать красивые истории. Здесь вижу потребность в том, чтобы не учить делать бренды, а как раз совмещать с бренд-менеджерами (и мб учить их и мб моему бизнесу расширить возможность оказывать услуги и остальным членам модной экосистемы в том числе), плюс обязательно (!) донести до предпринимателей ценность "бренда", что условная баленсиага продается так дорого не только потому что там вещи премиального качества и отличный состав, потому что без этого мэтч и доверие к креативным специалистам не случатся.

Общались с местными молодыми ребятами, спрашивали где они и их друзья покупают одежду: шоурумы блогерш с китайскими шмотками, шейн, секонды. Когда спрашивали про известные марки, все называют Инспайр, но скорее потому, что просто это масштабный бренд, который вышел за пределы города, а не потому что им нравится бренд и они хотят приобретать эту одежду. Про фабрики, к сожалению, молодые вообще ничего не говорят.
В городе достаточно много площадок и локальных баров (по сравнению с ижевском, есть где разгуляться), поэтому можно развивать событийные проекты: кастом-станция от фабрики, где художники кастомизируют вещи (остатки с производства и тп), общий перформанс от локальных брендов, образовач и мастер классы и тп. По городу есть расписанные местными художниками остановки - это показатель того, что есть художественное комьюнити, которое не равнодушно к развитию среды и может включаться в похожие истории.

  Развернуть 1 комментарий
керя , куратор проектов 1 июня 2022

Еще одно замечание, которое мне кажется важным и в том числе является занозой, мешающей коммуникации между сообществами - предвзятое отношение молодых и прогрессивных к проектам Моего бизнеса и другим гос историям. Они не видят себя целевой аудиторией, хотя ей по сути тоже являются.
Нам сказали, что ребята видели анонсы, но не пошли, потому что эти истории не совсем про них. Не знаю как тут проработать этот момент, мб за счет сарафанного радио (мы, например, пообщались и привели ребят на мероприятие, им вроде понравилось, следовательно отношение немного поменялось) или более неформальных спец-проектов, вовлекающих разные сообщества (тоже не знаю может ли МБ это себе позволить и подходит ли это под цели компании).

  Развернуть 1 комментарий

@markes, Непопадание в ускользающую от регламентирования креативную индустрию - это сейчас вызов для всех инфраструктурных игроков. Но вот мы же начали. Надо значит ещё местных активистов ночной культуры управляемо перезнакомить с активистами одёжной культуры

  Развернуть 1 комментарий
Алеша Баженов , Основатель автор 30 мая 2022

Ну вот такой текст. Карина похвалила, значит в целом норм. Однако часть вещей из Хакасского плана мне кажется вполне применима и в Иркутске https://forum.beinopen.ru/post/59/
И я не понимаю, что делать, мы это не обсуждали на иркутских гастролях, поэтому просто поставлю ссылку.

  Развернуть 1 комментарий

Специфика региона подразумевает реализацию нормального среднеиндустриального проекта, минимум с двумя типами прямой печати: печать на материалах из волокон растительного происхождения и печать на синтетических материалах. Для этого необходимо использовать два принтера Nassenger 8 в полной комплектации (для печати трикотажа и тканей). Ведём переговоры по этому проекту с одной компанией, как раз в рамках этого кластера. Требуется информационная поддержка и поддержка в финансировании.

  Развернуть 1 комментарий

@maximmaximov, изучаем сейчас, какие возможны каналы финансирования: ФРП, лизинг или региональные программы. Вообще, сам кластер таким проектам должен предлагать интересные условия.

  Развернуть 1 комментарий

@maximmaximov, Может быть у тебя есть опыт других регионов, например Иваново? Какие процедуры софинансирования существуют, кто-то, кто может проконсультировать.

  Развернуть 1 комментарий

@abajenov, начинать нужно с самого кластера (в этом его и суть) или СЭЗ, далее, если ничего интересного не предоставляется рассматривать стороннее финансирование (и в любом случае должны быть собственные средства на первоначальный взнос, обслуживание финансирования и на операционные расходы) - кредит, лизинг, инвестиции от ФРП или какого-то другого фонда, также необходимо проконсультироваться с Минпромторга о возможности получения субсидий и порядке их оформления. На сколько мне известно, в этом году действовала программа компенсации 50% от цены франко-завода на поставку оборудования.

  Развернуть 1 комментарий
Карина Никифорова , Разработчица продуктов 1 июня 2022

Иркутск впечатлил, спасибо за горячий прием!

По тексту - со всем практически согласна, только считаю нелогичным замыкать продукт крупных фабрик на потребителя и тем более через маркет. Для этого нужны компетенции, которых нет в регионе и готовность фабрик меняться, которой тоже я лично не заметила. Маркет с продуктом крупных фабрик в тц = ярмарка шуб во дворце спорта. «Помочь всем развернуться на встречу друг другу» звучит красиво, но мешает 1. огромный разрыв в менталитете 2. доступная и яркая Корея, которая потребителю интереснее.

Скорее стоит работать над акселерацией существующего маркета и собравшихся вокруг него игроков в премиальную нишу - расширять ассортимент за счёт не только одежды, но предметов для дома, подтаскивать туда еду, ставить музыку, делать параллельную программу с кино и лекциями. Хочется настроить такую междисциплинарную историю, создать место силы. Это, конечно, история не про бизнес, а про среду. Но если ивент будет расти, подрастут и продажи представленных марок. Запускать поп-ап/концепт стор - классная идея и логичный этап развития, но это уже задача локального игрока, не Института.

Представители производств активны - поизучать их было интересно, но я не уверена, что продукты Института будут им полезны. Верю, что с нашей подачи фабрики отлично самоорганизуются и справятся сами, как это было в Приморье, например.

  Развернуть 1 комментарий

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только зарегистрированные участники Альянса x Beinopen.
Что такое Альянса x Beinopen

Если вы хотите вступить в Альянс и готовы рассказать профессиональному сообществу о своем бизнесе или проекте, оплатите годовое участие в Альянсе
Оплатить оргвзнос


Войти  или  Оплатить