Крупные бренды судятся с ресейлерами. Как обезопасить себя таким продавцам, мы спросили юриста по интеллектуальной собственности

 Публичный пост
9 февраля 2024  328

На этой неделе модный дом Chanel выиграл дело против люксовой ресейл-площадки What Goes Around Comes Around. Процесс длился четыре года, поскольку иск включал сразу несколько претензий: недобросовестная конкуренция, нарушение прав на товарный знак, продажа контрафактной продукции, вводящая в заблуждение реклама и другие.

Также мы вспомнили, что совсем недавно в нашей стране была подобная ситуация: Levi Strauss выиграла суд против московского секонд-хенда, поскольку продаваемые им джинсы бренда имели признаки контрафакта.

Как ресейл-площадкам обезопасить себя и что нужно знать и соблюдать? Об этом мы попросили рассказать Анастасию Сковпень, юриста по интеллектуальной собственности и автора Telegram-канала «Вычислить по IP».

Что теперь делать владельцам люксовых ресейл-площадок? Есть ли повод для волнений и изменения политики?

Суть претензии Chanel состояла в том, что компания What Goes Around Comes Around активно использовала в своем собственном продвижении товарные знаки бренда (в рекламе, хэштегах, на сайте), заявляла об аутентичности, а также продавала контрафактные товары. В совокупности, по мнению Chanel, это действия, которые вводят потребителей в заблуждение о том, что ресейл-платформа действует с согласия или совместно с Chanel, а значит информация о подлинности товаров является достоверной.

Все описанные выше действия охватываются широко известным «Законом Лэнхема». Он – часть обширного законодательства о товарных знаках и защите конкуренции. По сути Chanel запрещают рекламировать услуги рейсейл-платформы за счет своей известности среди потребителей, а также наживаться на их доверчивости, продавая контрафакт.

Все ресейл-платформы опираются на доктрину первой продажи. Она разрешает перепродажу товаров, чужих объектов интеллектуальной собственности без разрешения владельца, при условии, что лицо изначально владело продуктом на законных основаниях. Доктрина ограничивает степень влияния правообладателя объекта интеллектуальной собственности. С 1924 года федеральные суды применяют доктрину первой купли-продажи в качестве защиты от иска о нарушении прав на товарный знак в рамках прецедентного права.

Изменит ли что-то этот прецедент в мировой судебной практике, в том числе и в России?

Думаю, реселлеры пройдутся по своим социальным сетям и сайтам, чтобы проверить, не были ли они неосторожны в коммуникации с потребителем, а также проведут повторное обучение и проверки актуальных стандартов качества и аутентификации товаров люкс-сегмента.

Уверена, что многие перекупщики и владельцы винтажных магазинов станут более осторожны при встрече с подозрительными сумочкой или клатчем, и в случае сомнения не будут приобретать такую вещь, что потенциально немного проредит рынок ресейла лакшери-сегмента и вернет ему некоторую долю недоступности и редкости – это в целом и делает люкс люксом.

Имеют ли право владельцы ресейл-площадок запрашивать документы, подтверждающие оригинальность изделия, если принимают его от частного лица? И обязаны ли подтверждать оригинальность покупателям?

Опять же, если внимательно читать дело Levi Strauss, то вопрос не в запрете перепродажи, а в продаже товара, который признан контрафактным, то есть по нему отсутствуют доказательства подтверждающие, что он был законно приобретен, либо само качество товара свидетельствует о том, что он не был изготовлен правообладателем.

Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия (ст. 1487 ГК).

Данный принцип исчерпания права означает, что правообладатель товарного знака не может препятствовать использованию знака применительно к тем же товарам, которые введены в гражданский оборот им самим либо с его согласия.

Ключевыми являются две фразы: (1) использование товарного знака и (2) применительно к тем же товарам. То есть нельзя продвигать свои услуги по кастомизации: «Я буду делать из ваших старых сумок LV кожаные топы, приходите ко мне».

Приобретя товар, вы должны проверить его подлинность. Если качество и имеющаяся информация это позволяет, запросить чеки о покупке товара. При наличии такой «очистки» можно продавать товар, не рискуя, что правообладатель предъявит претензию.

В случае, если товары в секонд-хенд завозят оптом, что он может предпринять в такой ситуации?

Если товары ввозятся оптом, и, тем более, пересекают границу Таможенного союза, очень важно, чтобы партнер, который осуществляет поставку, имел все необходимые документы о приобретении партии товара. То есть реальные договоры, позволяющие провести таможенную очистку.

Некоторые бренды включают свои товарные знаки в таможенный реестр, что позволяет требовать ареста спорного товара на границе. Поэтому рекомендуется заранее изучить этот вопрос перед импортом.

Обязаны ли продавцы ресейла в целом перечислять процент от продаж б/у изделий их производителям?

Нет, не должны. Законом это не предусмотрено, если только ресейл не имеет прямых контрактов с брендом, у которого приобретает товары для дальнейшей продажи.

Давайте подведем итог: как ресейлеры могут себя обезопасить?

По большому счету, правила игры не поменялись. Если ресейл-платформа хочет, чтобы у брендов не было к ней вопросов, то компания не может безусловно гарантировать подлинность или упоминать бренд в контексте того, что он одобряет их меры аутентификации или что они были разработаны совместно с брендами.

Также нельзя использовать товарные знаки брендов в своей рекламе или придумывать кампании с хэштегами, в которых содержатся названия брендов. То есть любая попытка начать использовать бренд не только в отношении товара, а в его более широком смысле – это путь в сторону нарушения.

1 комментарий
Максим Муратов , исследователь, критик 17 февраля в 11:31

Читая, ощутил дежавю, а потом вспомнил, что в далеком 21-м году делали с Анастасией материал на схожую тему – в каких случаях ресайкл и апсайкл в модном бизнесе могут нарушать чьи-то авторские права. Порылся в архивах и нашел это текст https://beinopen.ru/article/upcycling_and_law

  Развернуть 1 комментарий

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только зарегистрированные участники Альянса x Beinopen.
Что такое Альянса x Beinopen

Если вы хотите вступить в Альянс и готовы рассказать профессиональному сообществу о своем бизнесе или проекте, оплатите годовое участие в Альянсе
Оплатить оргвзнос


Войти  или  Оплатить