Выдержки из статьи BOF о новых технологиях отслеживания.
Бриллианты являются продуктом длинных и сложных цепочек поставок. Сложные для контроля процессы и запутанная сеть посредников препятствуют усилиям по созданию надежных систем сертификации. Новые технологии, которые обещают лучшую прослеживаемость, по-прежнему ограничены в своем внедрении и в основном применяются к более крупным камням.
До сих пор это было в основном маркетинговой задачей для отрасли. Но конфликт на Украине привлек к этому вопросу новое внимание, поскольку примерно треть мировых поставок алмазов производится в России. В соответствии с новыми санкциями, которые начали действовать в начале месяца, к сентябрю для всех алмазов, продаваемых в ЕС, Великобритании, США, Канаде или Японии, потребуется поддающаяся проверке и сертифицированная прослеживаемость “от рудника до пальца”.
Пока не совсем ясно, как будет работать система, новые правила представляют собой наиболее всеобъемлющую попытку обеспечить прозрачность в любой части сектора моды и роскоши.
Алмазная промышленность борется с проблемой прослеживаемости с начала 2000-х годов, когда опасения по поводу “кровавых” алмазов из зон конфликтов привели к введению системы сертификации в рамках Кимберлийского процесса. Но инициатива, поддержанная ООН, подверглась критике за существенные недостатки.
И хотя некоторые страны запретили прямой импорт необработанных алмазов из России вскоре после того, как западные бренды начали покидать страну в соответствии с ранее введенными санкциями, огранка и полировка камней в других странах мира до сих пор оставалась честной игрой. Переговоры о введении всеобъемлющих санкций в отношении российских камней были отложены отчасти из-за трудностей с разработкой системы эффективного контроля за рынком.
Согласно ЕС, новая система потребует, чтобы необработанные камни были зарегистрированы с помощью цифрового двойника и сертификата происхождения в реестре на основе блокчейна, что позволит отслеживать алмазы путем огранки и полировки. Пилотная версия этой системы должна быть введена в эксплуатацию к 1 марта и распространена по всему рынку к сентябрю.
Это амбициозный график для отрасли, в которой доминирует множество малых предприятий, которым, вероятно, придется столкнуться с дополнительными расходами и административными проблемами, связанными с выполнением новых требований. Даже для крупных игроков остается открытым вопрос о том, способны ли существующие технологии обеспечить надежное и поддающееся проверке понимание происхождения камня в масштабе.
“Прослеживаемость - это такой ключевой вопрос”, - сказала Тиффани Стивенс, исполнительный директор и главный юрисконсульт Комитета по бдительности ювелиров, базирующейся в Нью-Йорке организации, которая предоставляет юридическое образование и рекомендации по соблюдению требований ювелирной промышленности. “Сейчас для нашей отрасли наступил момент истины в тестировании существующих систем”.
Многие крупные компании уже готовятся к новому режиму. Принадлежащие LVMH Tiffany и Richemont объявили, что прекратили покупать российские бриллианты вскоре после начала войны. Индийская компания Dimexon, специализирующаяся на огранке и полировке мелких бриллиантов ближнего боя, разделила свою цепочку поставок, чтобы российские камни не попадали к западным клиентам. Она использует базу данных для отслеживания своих алмазов и может подтвердить нерусское происхождение своих камней, поскольку покупает их напрямую у добытчиков.
Новые санкции продвинут эту систему еще дальше и протестируют существующие технологии. “Это процесс обучения”, - сказала Моргейн Винтерхолер, генеральный менеджер по стратегическим брендам и устойчивому развитию в Dimexon. “Перенастройка цепочек поставок, технологии отслеживания, это все”.
De Beers, крупнейшая в мире алмазодобывающая компания, добывает почти все камни для своих ювелирных изделий на собственных рудниках в Ботсване, Намибии, Канаде и Южной Африке. Компания также разработала Tracr, систему, впервые запущенную в 2018 году, которая сочетает блокчейн и искусственный интеллект для отслеживания алмазов от рудника до рынка. Необработанные алмазы сканируются, фотографируются, оцениваются и регистрируются на платформе. По мере того как камень ограняется, полируется и продается, каждая транзакция, наряду с дополнительной информацией и изображениями, дополняется его цифровой идентификацией.
В прошлом году De Beers открыла сервис для широкой отрасли. На платформе зарегистрировано около 1,6 миллиона необработанных алмазов и около 250 000 полированных камней, но это лишь малая часть мировой торговли. В настоящее время он зарезервирован для камней весом в один карат и выше и все еще находится на ранних стадиях внедрения в промышленность.
Новые санкции повысили актуальность внедрения таких решений. Но привлечение новых игроков требует времени, и “даже в наших самых смелых мечтах” платформа не предназначалась для масштабирования всей тысячелетней алмазной отрасли в ближайшей перспективе, сказал генеральный директор Tracr Уэсли Такер.
Сотрудничество с другими организациями может ускорить процесс. Например, в октябре De Beers объявила о планах сотрудничества с Sarine, производителем устройств и программного обеспечения, используемых в цепочке поставок алмазов, который разработал собственную программу отслеживания. По словам Роми Гах-Барам, директора по глобальному маркетингу Sarine, компании все еще разрабатывают, как они будут интегрировать свои системы. Но поскольку продукция Sarine используется так широко, она способна отслеживать значительную долю мировых алмазов, сказал Гах-Барам. Когда бриллиант проходит через ее системы, она собирает информацию о камне, создавая проверенную запись.
Однако, если в какой-либо момент продукция Sarine не используется, цепочка прерывается, и она больше не может проверять историю бриллианта.
“Как правило, большая часть необработанных алмазов в мире проходит через наши системы”, - сказал Гах-Барам. “Это можно сделать”.
Но даже при наличии самых совершенных доступных технологий в настоящее время не существует научного метода, позволяющего проследить путь алмаза до рудника, просто изучив его свойства. Это означает, что компаниям необходимо будет доверять точности первоначальной информации о происхождении камня.
“В любой цифровой системе точкой сбоя является человек, который вводит данные”, - сказал Пьер-Николас Херст, соучредитель и генеральный директор Arianee, поставщика цифровых паспортов продуктов для брендов на основе блокчейна. (В настоящее время Arianee не работает над отслеживанием алмазов).
Маркетинговые возможности
Во сколько именно обойдется отрасли соответствие новым требованиям, пока неясно. И хотя российские алмазы, скорее всего, все же попадут на рынки Азии и Ближнего Востока, которые не подпадают под действие нового режима санкций, по данным ЕС, на те, которые подпадают под его действие, приходится около 70 процентов мирового рынка розничной торговли бриллиантами.
“Это улучшит отслеживаемость в отрасли”, - сказал аналитик алмазной отрасли Эдан Голан. “Недостатком является то, что все это не будет оплачено G7. За это заплатят промышленность и потребитель”.
Несмотря на дополнительные затраты и технологические проблемы, некоторые видят в новом режиме возможность повысить конкурентоспособность природных алмазов в то время, когда сектор сталкивается с новой конкуренцией и пристальным вниманием.
Спрос на ювелирные изделия с бриллиантами снизился после пандемического бума, и камни, выращенные в лабораторных условиях, которые исторически отвергались как “поддельные”, успешно позиционируются как желательная альтернатива, позволяющая избежать многих проблем с правами человека и окружающей средой, связанных с традиционно добываемыми камнями.
В этом контексте прослеживаемость является стратегией защиты. “Если вы можете сообщить потребителям, откуда взялся бриллиант, это снимает опасения”, - сказал Зимниски. “Это возможность рассказать историю”.