Любой из представителей фэшн-отрасли сталкивается с огромным количеством контрагентов – с ними необходимо выстраивать отношения. Это бизнес, и отношения должны быть положены на бумагу: договор, понятные права, обязанности и ответственности сторон.
Мы общаемся с российскими брендами, в большинстве своем они достаточно молодые и пока неопытные. У них отсутствует достаточная юридическая практика, а зачастую – возможность обращения к квалифицированной юридической помощи в целом.
Часто они находят шаблон договора, который по названию похож на то, что им нужно. В него вписываются реквизиты – свои и контрагента, ставится подпись. Все это в надежде, что документ никому и никогда не пригодится.
Однако договор – это страховка. О нем вспоминают и начинают его внимательно читать только тогда, когда что-то пошло не так. Как правило, такие договоры-болванки не подходят.
Отношения с любым из партнеров можно представить в виде облака с размытыми границами. На него воздействует очень многое: прежний опыт каждой из сторон, опыт их взаимодействия, перспективы, которые могут подразумеваться, но пока никак не проявились.
При этом любое облако отношений с конкретным партнёром достаточно хорошо структурируется. Оно состоит из блоков взаимодействий: расчеты, обязательства, требования к качеству, сроки и так далее.
Из этих блоков можно составлять комбинацию, которая будет подходить в каждом конкретном случае. Закреплять отношения наиболее подходящим способом.
Мы задумали с Институтом Beinopen проект отраслевого кодекса, одна из задач которого – выявить и юридически описать наиболее значимые блоки взаимоотношений между участниками индустрии моды. Создать конструктор, из которого можно собрать договор, используя необходимые элементы.
Его будет необходимо актуализировать, опираясь на обратную связь от пользователей системы. Кроме того, одна из задач – разработка правил отрасли, ее внутренних стандартов.
Мы думаем, что также есть смысл создать систему досудебного урегулирования споров. Наличие компетенций и понимания набора специфичных для отрасли ситуаций позволит создать возможность урегулирования взаимоотношений сторон в досудебном порядке.
А это в свою очередь обеспечивает снижение конфликтности, ускорение, удешевление, общее формирование в отрасли ситуаций партнерства, а не ситуаций конфликта.
Артем, а почему ничего нет про международный кодекс и конструктор договоров?
Я так понимаю, что для развития отношений в индустрии моды нужны международный масштаб. То есть конструктор сразу для Дубая и Сингапура. Насколько это сложнее и реализуемо ли вообще?
Хороший вопрос, Алексей! В принципе, реализуемо, но лучше начинать на национальном уровне, есть слона по частям). На базе сложившейся и отработанной внутри страны конструкции будет намного проще строить нечто подобное в международном масштабе.
Я бы в такой проект предложил инвестировать Якутии или Татарстану: если вся Россия будет работать по якутским договорам, то популярность брендов тоже вырастет.
Ну и это логично для Москвы: юридическая обвязка всех процессов.
То есть на платформе участники партнерской программы находят скрипты (BIM модели) процессов (например, работа с оптовым шоурумом, договор поставки и проч) и принимают в них участие через конкурсный отбор (хакатон). И при этом у всех есть юридическая обвязка (бесплатные договора) для тех вариантов, которые можно назвать лучшими практиками. И мы постоянно собираем проблемы экспорта от участников Альянса и можем регулярно вносить правки, защищающие групповые договорные стратегии