Уральский альянс. Стратегия развития центра индустрии моды в Екатеринбурге

 Публичный пост
23 декабря 2024  75

В Свердловской области складывается кластер креативных индустрий, связанных с модой: легпром, марки, мероприятия властей, бизнес. Но на сегодняшний день четыре этих направления развития не приведены к единому знаменателю, векторы их движения не скоординированы. И в этом и состоит задача отрасли – привести их в гармонию и добиться синергии. (Цитата по URBC)

У региона действительно есть огромный потенциал, а задача действительно нетривиальная. Ни одна из команд в России таких задач не решала. Поэтому нужно, во-первых, подсматривать координационные стратегии в других отраслях (стройка, атомная промышленность, продукты питания), опираясь на знания институциональных экономистов. Во-вторых, нужно изучать международный опыт Италии, Бельгии, Японии и других государств, у которых получилось настроить модную бизнес-экосистему, включая экспорт. В-третьих, надо понимать, что наша координация строится на волне 4-той промышленной революции, то есть все 10 лет нужно продолжать оставаться территорией с опережающим развитием, при этом «голубой океан» больше не в Инстаграме*. Ну а в-четвертых, на основе моделирования из лучших практик создавать стандарты и траектории развития для тысяч партнерств.

4 принципа для взаимной координации

1. Кооперационные эффекты из других областей

Институциональные экономисты, занимающиеся групповыми стратегиями (Баканов В., Тищенко Е.), формулируют четыре критических фактора для успеха координации. Во-первых, это доверенная среда (25% значимости), позволяющая делиться лучшими практиками, присоединяться к ним и получать эффект масштаба. Во-вторых, кодекс этики (15%), в-третьих — неполные контракты (35%). Партнерские цепочки в современном мире пересобираются быстрее, чем юристы пишут документы, поэтому эффективны договоры с открытым финалом, в которых принцип принятия решения базируется на общем контуре — этике, принятой в доверенной среде. Четвертый фактор — наличие координатора-архитектора (25%). Именно экспертный совет управляющей компании позволяет рою малых бизнесов сэкономить на трансакционных издержках и получить эффект масштаба, позволяющий обыгрывать неповоротливые монолиты IT-гигантов, глобальных брендов или госкомпаний за счет быстрой перестройки бизнес-процессов участников координационных стратегий.

2. Международный опыт

При управляемом развитии индустрия моды Екатеринбурга может выиграть у других регионов 20 лет. Для этого нужно анализировать международный опыт. Очевидно, что успех – это уровень интеграции креативной индустрии в легкую промышленность.
Как другие страны, которые сейчас устойчиво ассоциируются с созданием моды, построили партнеркую цепочку? Какие проекты можно перенять, чтобы запустить в регионе? Например, Антверпен концептуализировал моду через современное искусство и интегрировал дизайнеров в фабрики. В послевоенной Италии появились десятки ассоциаций (то есть стандартов), и в конкуренции ассоциаций победил город-хаб Милан, сконцентрировавший креативную тусовку и крупные фабрики. Так происходило и развитие вестиментарной культуры в Японии, за счет чего появились десятки локальных субкультур и новые универмаги «друг для друга».

"В основе работы – ряд научных исследований фэшн-систем в Италии, Бельгии и Японии. Исследователи показывают, как игроки и институты формировались и выстраивали друг с другом кооперационные цепочки – это позволяет понять, что из международного опыта мы можем использовать в формирующейся российской индустрии моды" (https://alliance.beinopen.ru/post/1625/)

3. 4-ая промышленная революция

Важно учитывать, что мы находимся в процессе 4-той промышленной революции, наши технологии производства и потребления радикально меняются вместе с рынком.
Прямо сейчас происходит мощный массовый переход к новой индустрии, которая значительно больше локализована и с точки зрения производства (print-on-demand, производство по требованию, мелкооптовые производства на новых автоматизированных станках), и с точки зрения креатива (запрос на уникальность, локальность и этичность).
Мы видим, как на наших глазах вместо показов (позже журналов) появились соцсети, которые дают нам ролевые модели для подражания, и онлайн-магазины. При этом сегодня оцифровывается не только процесс покупки, но и процесс производства одежды (цифровые копии объектов и процессов производства).

Экологический аспект нового технологического уклада: мы вроде бы все еще верим, что можем спасти природу от вымирания. Для того ЕС создает Fashion Pact и зеленую сделку, а мы говорим о меморандуме о кооперации и манифестируем «новый люкс» как одежду, созданную по новым стандартам.

Социокультурный аспект: такие перемены, безусловно, меняют очень многое и в возможностях производства, и в возможностях рассказа о продукте. При этом важно понимать, что разрушение глобализации на самом деле не разрушение, а ее обогащение. Но, безусловно, сила глобальных брендов будет уменьшаться, либо они превратятся в платформы, коллаборирующие со всеми. Будет расти сила локальных брендов. Мы это уже видим: люкс уходит в «тихую роскошь», а разнообразие оказывается доступно скорее в Trend Island или на Авито, чем в ЦУМе.

Будущее — это не только люкс, который мы не перестанем любить, но и тысячи локальных марок. И самое интересное строится именно сейчас. Как марки будут производить, как люди будут их выбирать? Смогут ли локальные ролевые модели конкурировать с глобальными? Соцсети нового поколения — игровые, как с ними работать? Как будет работать магазин будущего, который знает все наши данные? И как мы туда уже все вместе двигаемся сейчас?

4. Мода — это индустрия, индустрия — это групповая стратегия, стандартизация, позволяющая экономить на масштабе

Советский Союз строил легпром, только чтобы одевать людей. Это было эффективно в закрытой экономике: легпром занимал 10% ВВП, а сейчас — 1%. На Западе в это время свободная конкуренция привела к профициту, профицит привел к трансформации легпрома в постиндустриальную экономику индустрии моды. Бизнесу стало важно не только производить вещь, но и рассказывать о ней, создавать бренд, то есть образ для подражания, ролевые модели, которые постоянно трансформируются и стимулируют покупки. Поэтому в России 1990-х, когда открылся рынок, при абсолютном непонимании постиндустриальной экономики была полностью разрушена система партнерств: образование не попадает в бизнес, легпром не попадает в индустрию моды, глянец считает, что мода неинклюзивна и не может партнериться с торговыми сетями. И если система моды так разрушена, то ее надо выстраивать заново. Для этого институциональные экономисты с кафедры экономики инноваций МГУ (Е.Б. Тищенко) совместно с учеными из МФТИ (проф. В.В. Кондратьев) предлагают современные методы — союзнические договорные модели, собранные в единой архитектуре модельно ориентированного системного ижиниринга.

Рекомендуемые проекты

Принцип построения дорожной карты – сначала пост-индустриальная цепочка, через 5 лет индустриальная (ткани и фабрики позже)

Инвестиции в производства ткани и шерсти мы на первом этапе не делаем, сначала нам нужно научиться создавать (и доказывать) спрос на продукт, произведенный там, где дешевле (Киргизия или Узбекистан, например). Главное конкурентное преимущество нашего сообщества из малых бизнесов – что мы растим пост-индустриальную цепочку, то есть бренды и индустрию влияния. Но после того, как будет настроена сеть успешных малых бизнесов и система сбора статистики, все мировые тренды вместе с нашими фин.моделями сделают локализацию части производственной цепочки неотвратимой. Через 10 лет все предприятия, которые были на Урале, смогут иметь экономическое обоснование и, значит, будут возрождены.

Наша цель – создать эффективную партнерскую сеть из тысячи локальных и международных модных предпринимателей, связанную единой экономической стратегией (портфель брендов). Для этого в регионе нужно провести в 2025 году программу, собирающую партнерскую цепочку «московские универмаги и платформы – уральские марки – оптимальное производство (в любой стране) – кредитная программа (от 1 до 10 млн в год на марку для оплаты производства по себестоимости на основе предзаказа ритейлеров). На втором этапе (2026-2027) для удержания брендов в регионе нужно создать фонд, который инвестирует в бренды и удерживает “единорогов” в регионе. Но обо всем подробнее..

1. Программа по выводу региональных марок в ритейл на платформы (Poison Drop, Lamoda), в концепт-сторы и универмаги с одновременным выходом на минимальные тиражи аутсорсингового производства и корректировка ценообразования.

Для начинающих брендов создается кредитный инструмент для создания цепочки "фабрики-марки-ритейл" и по запросу ритейлера кредитуется марка под низкий процент на сумму себестоимости предзаказанного товара. Программа успешно опробирована в Якутии и готовится к запуску в Казани, Иркутске, Улан-Удэ и других регионах.

Результат: марка получает правильное ценообразование (которое возможно при производстве от 50 экземпляров на модель), перестраивается на длинный ритм планирования и получает точки продаж за пределами региона.
https://alliance.beinopen.ru/post/1738/

2. Программа акселерации, прокачивающая навыки работы в экономике внимания (рост креативной интенсивности бизнеса)

Обучение и оказание услуг СМСП на тему добавленной стоимости продукта (брендинг, СМV, ассортиментная матрица, ценообразование и другие услуги).
https://beinopen.ru/article/samara_acceleration/

3. Форум Beinopen

Крупнейшая модная бизнес-конференция в России. С 2019 года проводится регулярно в Екатеринбурге. Собирает 500 предпринимателей. Было бы логично не потерять это сообщество, а усилить его.
https://alliance.beinopen.ru/event/1968/

4. Инвестиционно-кредитная инфраструктура для модного бизнеса

Для развития более крупных бизнесов создается фонд, внутри фонда – портфель брендов и управляющая компания. Эта инфраструктура может вырастить десятки локальных брендов, при этом удерживает «единорогов» в родном регионе.

В результате будет создан диверсифицированный портфель инвестиций в fashion-бренды и инфраструктурные проекты отрасли, направленные на рост стоимости капитала и получение дивидендов.

Через 5 лет можно будет доказано инвестировать в открытие производств и восстановление сырьевой базы.

5. Инфраструктура по выводу брендов на зарубежные рынки

Запуск 3-4 брендов на мировые рынки через хаб в Португалии и Дубае.

6. Конструктор договоров

Для вывода региональных марок в РФ и за рубеж нужна безопасная юридическая обвязка, защищающая интересы всех сторон
Результат: стандартизация на уровне договоров для РФ и стран БРИКС для роста международных (экспортно-импортных) сделок.
https://alliance.beinopen.ru/post/1792/

7. Модный бизнес-парк

Модный бизнес-парк в Екатеринбурге, задача которого настроить партнерские цепочки на Урале https://alliance.beinopen.ru/project/2019/
Плюс общая инфраструктура для развития стартапов локальных марок – лаборатория, образование, центр компетенций и др.

*Instagram принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией, ее деятельность в стране запрещена

Связанные посты
Прокомментируйте первым

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только зарегистрированные участники Альянса x Beinopen.
Что такое Альянса x Beinopen

Если вы хотите вступить в Альянс и готовы рассказать профессиональному сообществу о своем бизнесе или проекте, оплатите годовое участие в Альянсе
Оплатить оргвзнос


Войти  или  Оплатить