Миф о докапиталистическом времени и противодействие унификации. О чем нам говорит новый виток тренда на Средневековье

 Публичный пост
27 мая 2024  351

Рассуждают на этот предмет авторы рассылки Burn After Reading. Приводим важные цитаты.

«Кто-нибудь заметил, что в новом логотипе Burberry вернули засечки? Что это значит? Мы живем в мире, где капитализм провоцирует создание современного дизайна с формулой "простота = ценность + универсальность = прибыль". Да, это всего лишь шрифт, но это заметная смена тональности.

Минимализм стал синонимом анонимности, модерности и потребительской культуры. В отличие от него, традиционный дизайн имеет множество деталей, несущих более богатую индивидуальность и стиль.

Необычный и интересный, он отражает стремление к более культурно обогащенному и разнообразному миру, где есть место самобытности. Конечно, все это присутствует и в футуристичных ответвлениях дизайна. Но Античность, с ее отсылками к духовности, миру природы, с ее отсутствием машинного труда кажется более яркой противоположностью современному обезличенному дизайну, который мы привыкли презирать.

Изучая традиции прошлого, мы не должны отвергать настоящее. Это смена визуальных предпочтений, отражение нашего желания найти смысл и романтику в депрессивном и бессмысленном мире».

«Приложение The Cut к изданию New York Magazine недавно сообщило о растущей популярности “средневековых” головных уборов в соцсетях. А Vogue рассказал о растущей популярности “средневековых” туфель. В прошлом году про микротренд #enyacore писали и Vice, и The Guardian. Бренды и знаменитости периодически демонстрируют атрибуты того времени – от кольчуг и свеч до копий и мистических символов».

«По хештегу #medievaltiktok (что переводится на русский как “средневековый TikTok”) в соответствующей соцсети можно найти более полумиллиона видеороликов. В основном это косплеи персонажей из игр типа "Подземелья и драконы". И хотя геймеры и любители фэнтези уже давно в этой теме, благодаря соцсетям этот феномен получил широкое распространение и способствовал развитию тренда».

«Интерес искусства и других сфер к Античности, Средневековью и язычеству можно отследить благодаря многочисленным аккаунтам нишевых архивов и художественных мастерских в соцсетях. Они показывают свои творения, напоминающие древности, демонстрируют снимки самих реликвий. Так они обогащают наши знания и меняют картину современности».

«Учитывая коллективное стремление к более осмысленному миру и растущий спрос на индивидуальность, можно сделать вывод, что эстетика средневекового дизайна сейчас ценна как никогда: количество деталей и их продуманность дает больше возможностей для творческого самовыражения и погружает нас в фантазию о западном мире в его докапиталистические времена».

7 комментариев

А мне вот кажется, что средневековье или может быть даже какой-то более древний премодерн пришел потому, что язык снова перестал делиться на устный/письменный. Культура снова живет в фольклоре, в тысячи вариантов. У нас больше нет сообщения проверенного и непроверенного. Все это архетипы и агрегоры, всплески коллективного бессознательного и на уровне животного либидо, и на уровне языка. ИИ это же «самоговорение языка». И так во всем, в картинках и тд. Смерть автора. И это снова говорит о том, что актор укрупняется от индивидуума к группе, субкультуре, классу. И побеждать в таком мире могут только альянсы.

  Развернуть 1 комментарий

@abajenov, А развитие этого тезиса – что одежду будут делать все друг для друга

  Развернуть 1 комментарий
Максим Муратов , исследователь, критик 30 мая в 06:57

Если о моде, то я бы сказал, что не только средневековье, но безостановочный калейдоскоп историзмов. Ярчайший пример: все буквально вцепились в восторге в последнюю коллекцию Гальяно для Margiela, всю состоящую из переосмыслений форм и образов belle epoque.

Интересно, что эстетика средневековых западноевропейских рыцарских доспехов стала модным штампом еще в 21 году, когда все вслед за Balenciaga начали так же метафизировать в своих съемках желание защититься от катастрофы – пандемии. Но катастрофы продолжаются и это желание становится у всех нас главнейшим и перманентным – зарыться в идеализированных формах прекрасного романтического прошлого, где как будто было место чистой аутентичной красоте. И чем дальше это прошлое, тем лучше.

  Развернуть 1 комментарий

@muratov, Ну мода и архитектура же всегда про историзмы или их отрицание. Мне кажется, что не стиль средневековья важен, а отказ от модерна, прогресса, роста ввп, о котором говорит Аузан, к циркулярной, многоголосной, архитипической, коллективной, где как в доиндустриальную эпоху каждый немного умеет шить и кустарный производитель шьет для небольшой группы людей. От 100 брендов к 100 тыс брендов.

  Развернуть 1 комментарий

@abajenov, красота. @muratov че думаешь?

  Развернуть 1 комментарий

@denislamekhov, я думаю, что стиль и социально-экономические процессы связаны. Эстетика отражает реальность, всё логично. Меняются смыслы экономики и им находится другой визуальный эквивалент.

  Развернуть 1 комментарий
Денис Ламехов , Выпускающий редактор 30 мая в 10:37

я попробую провести параллель с другой отраслью, которую как и моду, зажало между красотой и приспособленностью к жизни, – архитектурой. разнообразные сецессионы и другие ответвления модерна (например, так называемый северный) в начале ХХ века одновременно пытались порвать с классической школой, активно насаждавшейся (отсюда трансляция множества новых плодородных идей), и сопротивлялись радикально ускорившемуся техническому прогрессу (отсюда множество разных природных мотивов и форм – в почете среди прочего был цветок)

я сейчас в моде вижу нечто подобное: ты не можешь выдержать диджитал и от этого ищешь что-то фундаментальное, о чем испытываешь некоторую иллюзию. в виду того, что цифра утомила и очень активно внедряется, иллюзия эта оказывается о прошлом. больше века назад искали природу, а сейчас ищут премодерн. и на выходе имеем #enyacore

и можно заметить, что у нас сейчас с лихвой хватает прошлого: y2k, 2010-е с эпохой тамблера и других ранних визуальных соцсетей. и постоянно вылезают какие-то историзмы

можно переместиться на уровень разных относительно авангардных мемов – а там эзотерик бимбо, деревенская Русь, русы против ящеров, уход в лес, магические пни, тархун-озеро. такой же поиск аутентичности в прошлом. плюс мистика – тоже очень важный фактор, говорящий о кризисах

отсюда и иллюзия о прошлом. потому что очень тяжело в настоящем – здесь я в некоторой степени солидарен с Максом

  Развернуть 1 комментарий

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только зарегистрированные участники Альянса x Beinopen.
Что такое Альянса x Beinopen

Если вы хотите вступить в Альянс и готовы рассказать профессиональному сообществу о своем бизнесе или проекте, оплатите годовое участие в Альянсе
Оплатить оргвзнос


Войти  или  Оплатить