Фэшн-деятели из сфер розницы и консалтинга, разработчики и руководители платформ цифровой моды на страницах Vogue Business рассуждают о будущем этого явления. Живо ли? Сохраняет ли актуальность? Если да – почему?
Так, ритейл-аналитик BCE Consulting Мэтт Пауэлл начинает с обвала рынка NFT. По его мнению, интерес рассеялся, потому что сразу много людей рассчитывали легко заполучить здесь капитал – и не смогли этого сделать. Кроме того, он считает, что никто из брендов и ритейлеров так до конца и не разобрался, как монетизировать NFT, как замкнуть материальные и цифровые активы друг на друга. Наконец, быстро выяснилось, что токены требуют колоссальных энергозатрат.
Пауэлл заключает, что для фэшн-марок куда важнее разобраться, как стать ближе к потребителям и начать их понимать, установить доверительный контакт. При этом никаких похожих на NFT инициатив, которые повели бы за собой рынок, он не видит.
Что касается необходимости в цифровой моде в целом, то на этот счет мнения спикеров не совпадают. Одни считают, что «никто не будет тратить деньги на цифровую одежду, если у нее нет материальной версии», – например, об этом заявляет Мейсон Ротшильд, основатель креативного диджитал-агентства Gasoline. По его мнению, среди способов развивать диджитализацию одежды – работа с проверкой подлинности физических изделий.
А вот основательница и генеральный директор платформы цифровой моды Syky Элис Делахант убеждена, что «цифровая мода – неизбежная часть будущего». Она приводит данные: в 2023 году в Roblox было куплено 1,6 миллиарда диджитал-вещей и аксессуаров, в совокупности пользователи сменили аватары 165 миллиардов раз. Сейчас мы находимся в самом начале развития этой технологии, но современные подростки уже включены в процесс – они проводят все больше времени в метамирах, где активно покупают цифровую одежду.
Самый полный ответ на вопрос дает сооснователь Института цифровой моды Линн Эллиотт-Янг. Среди клиентов института – Лондонский колледж моды, Кембриджский университет, Институт Марангони, Balenciaga, Condé Nast и другие.
«Цифровая мода – отличное решение, когда речь идет об устойчивости и разнообразии. Ее красота – в бесконечных возможностях как для креаторов, так и для аудитории. Изначально все мы пребывали в восторге, потому что считали диджитализацию решением всех болей моды материальной. Казалось, что технологии будут развиваться семимильными шагами.
Однако сейчас, в постпандемийный период, когда все радуются возможности реального общения, идея метаверса встречает моментальную реакцию – от нее отворачиваются.
Но цифровая мода – это не тренд, а инструмент. Если вы создаете виртуальные копии того, что уже присутствует в реальном мире, вы моментально терпите провал. Этого клона никто не воспримет так же, как реальную вещь, – он не будет иметь ничего общего с изысканностью, с вложенностью труда, которые присущи материальной фэшн-вещи. И этот дубль не способен передать всего того, что предлагает диджитал, – потому что он всего лишь дубль.
Все вокруг такие: "О, цифровая мода мертва’. Но посмотрите на статистику Roblox или Fortnite: в 2023-м Fortnite выплатила разработчикам 204 миллиона долларов – это на 300% больше, чем годом ранее. Это уже не сфера геймеров, в игры внедряются физическая мода и конкретно люкс.
И это еще одна возможность для нас что-то изменить: как сделать так, чтобы креаторы получали больше? Исторически в сфере моды можно было получать высокие гонорары, пройдя определенную иерархию, в начале приходилось стажироваться, ждать похвалы. Сейчас многое меняет UGC, пользовательский контент: люди получают реальные деньги за его создание.
И поколения зумеров и альфа уже понимают необходимость в таком сотворчестве. Однако крупные бренды и модные дома так боятся этого сотворчества, что, я думаю, они рискуют что-то упустить».
Из того, что я понимаю: слово "метаверс" утратило привлекательность, термин "цифровая мода" примерно так же. Оба явления пытались раскачать, но технологии оперативно не подоспели и не подешевели – и при этом возможность реального контакта оказалась ценнее.
А сама идея погружения (пока не полного) в трехмерный интернет привлекательность не потеряла, изощренные аватары и редкие предметы в роблокс, включая люксовые, – тоже нет. Просто называть будем по-другому из-за снижения ценности старых терминов.
И деньги брендов туда идут и будут идти, потому что есть платежеспособные пользователи и их живой интерес. Но видимо в ближайшие 3-5 лет без AR пока, а все еще смартфоны и компьютеры. А дальше уже очки и остальное.
И к вопросу, который занимает больше всего: приходят джен альфа – первое поколение, рожденное сразу в мир с диджитал. И для них эта возможность фантазийного творческого высказывания без ограничений важна – и она еще подпитывается (наблюдение Макса) родителями-миллениалами, более сознательными и менее контролирующими. И диджитал все это дает – и альфа еще больше усилят эту сферу. И на рубеже 2024+6 все это соединится.
Цифровая мода сейчас мультиплатформенна, и уже не хайп, а рабочий инструмент. Ее часто ограничивают цифровой одеждой или пресловутыми NFT. Я вообще всегда говорила, и интернет не даст соврать, что NFT с картинками – это тупиковая ветвь. Или натягивание цифровой одежды на фоточки. Туда же.
Можно же, например, работать с физической упаковкой и этикетками, создавая интересный или функциональный опыт для UGC, работать с сайтом в сторону рич-контента с дополненной реальностью на странице, таким образом удерживать внимание пользователей и поднимать сайт в поисковиках. И такие варианты – уже доступная по стоимости история даже для небольших брендов.
Есть проекты, скоро релизить будем))