Monochrome и доверие. Стиль полемики важнее предмета полемики

 Публичный пост
14 мая 2025  130

Главная характеристика современного общества – информационные пузыри. В итоговом докладе Форсайта столетия АСИ Архипелаг 2121 есть график пересечений «пузырей ценностей» демократов и республиканцев, и видно, что во всем мире ситуация радикализуется.

С ростом объемов информации и алгоритмов соцсетей, собирающих людей в «баблы», ценности у разных групп становятся очень полярными и взаимоисключающими
С ростом объемов информации и алгоритмов соцсетей, собирающих людей в «баблы», ценности у разных групп становятся очень полярными и взаимоисключающими

Любой бренд и информационный эгрегор в современном мире работает с доверием аудитории. Доверие достигается за счет памяти и за счет искренности, непосредственных эмоций.

В России появились «супербренды», очень узнаваемые и с большим доверием, интерес общества к ним растет. На Авито 3 самых запрашиваемых российских бренда уже обогнали множество хорошо известных нам европейских. Это 12Storeez, Ushatava и Monochrome.

Большие бренды становятся важными ретрансляторами картины мира, собственными медиа для широкой аудитории. Ну и если на первом этапе супер-непосредственность была основой доверия, то когда у тебя миллион покупателей и подписчиков, ты можешь столкнуться с другим информационным эгрегором.

Как, например, Monochrome. Читать об инцеденте.

«Алиса сконцентрирована на Telegram, говорит, там куда интереснее, чем в *** (запрещенная соцсеть). А кроме того, там она может показывать все закулисье бренда, в том числе и собственные, как она выражается, «психозы». По её мнению, такой честный разговор с клиентом, а не только красивая картинка — путь к действительно крепкому сообществу вокруг бренда»

Каждый успешный бренд получает опыт взаимодействия с чувствительными для других сообществ ценностями. Некорректно это называть «хейтом в комментариях» или «кэнселингом» – скорее это необдуманная резкая защита своих ценностей и недостаточно глубокое погружение в ценности другого. То есть люди в разных ценностных пузырях разучились общаться с другими (непохожими на них).

Все успешные бренды в итоге приходят к тому, что им нужно знать и уважать ценности других социальных групп. Поэтому чем больше бренд, тем он аккуратнее в коммуникации, то есть менее непосредственен. Каждый известный бренд имеет опыт волны негативных комментариев от того, что неосторожно задел чувствительную тему. И бренды учатся решать такие вопросы, корректировать коммуникацию. Это часть их жизненного цикла.

Давайте сами разберемся на примере нашего кодекса этики, Меморандума о кооперации, были ли нарушены этические стандарты.

Сооснователь эмоционально среагировала на потерю денег, которую органы власти без предварительного согласования повесили на бизнес (аренду и налоги платить надо, но магазин работать не будет). Был ли заранее достигнут консенсус между государством и предпринимателем? Не был. Поэтому можно понять первую эмоциональную реакцию, хотя философ Григорий Померанц, ратующий за корректность стиля полемики, вероятно бы стиль не одобрил.

Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело. Все превращается в прах — и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему зло на Земле не имеет конца. С тех пор, как я это понял, считаю, что стиль полемики важнее предмета полемики.

Но стиль высказывания быстро изменился. Бренд – это коллективный продукт, отражающий позицию компании. Команда сразу же вмешалась.

В обращении Николай Богданович взял ответственность на себя, назвав случившееся «колоссальной ошибкой» и отметил, что команда «не подумала над тем, что и как пишет». Он подчеркнул, что изначально пост задумывался как техническое уведомление, но из-за неудачной формулировки стал поводом для критики.

И мне кажется, что это корректное высказывание и этому можно верить.

Нужно ли всем нам сделать выводы? Да.

  1. Мы учимся уважать ценности, важные для людей в других информационных сообществах, учимся не задевать их, даже если не понимаем их важности для себя.
  2. Мы учимся стилю полемики. Стиль полемики важнее предмета полемики, потому что сохраняет саму возможность коммуникации.

В остальном – мне кажется, что команда Monochrome среагировала профессионально – быстро увидели свою ошибку и быстро обучились. Комменты временно закрыты правильно. Думаю, будет и коррекция информационной стратегии, может, коллеги отработают тон оф войс, расскажут об этом как о кейсе для других брендов.

PS. В спорах с коллегами я выяснил, что новости с резкими оценками вышли только в полярных СМИ, которые хотят нас в чем-то переубедить. Не сделали этого РБК, Ведомости и Коммерсант, и большие молодцы) Мне кажется, что СМИ ответственны за социальное строительство и это правильная позиция «ничего не писать». Ну и напомню, что наличие заявления в суде или прокуратуре еще не делает людей осужденными. Никому из нас не стоит бояться сталкиваться с непохожим мнением, быстро учиться и быстро меняться. Это задача, которую должно решить современное общество вместе. Давайте решать ее.

Аватар Алеша Баженов
Алеша Баженов @abajenov
ОсновательИнститут развития индустрии моды и Альянс Beinopen
📍Москва, Россия

Ведущий эксперт, лидер направления «Система моды» в Институте развития креативных индустрий НИУ ВШЭ

https://t.me/abajenov
Соцсети @abajenov2

Связанные посты
Прокомментируйте первым

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только зарегистрированные участники Альянса x Beinopen.
Что такое Альянса x Beinopen

Если вы хотите вступить в Альянс и готовы рассказать профессиональному сообществу о своем бизнесе или проекте, оплатите годовое участие в Альянсе
Оплатить оргвзнос


Войти  или  Оплатить