Репутационный кризис роскоши: кому мы платим и за что?

 Публичный пост
7 августа 2025  149

Недавно интернет гудел: «Сумка Dior в производстве стоит $50!», «Loro Piana шьёт в Бангладеш!». Это заголовки, тревожащие потребителей и заставляющие бренды отстраиваться. И, хотя подобные разоблачения кажутся проявлением правды, важно задать вопрос: кому выгодна эта правда и насколько она в действительности объективна?

Кто стоит за скандалами?

И Dior, и Loro Piana входят в состав LVMH — одного из самых мощных конгломератов в индустрии люкса. Конгломерат — это не благотворительная организация, а коммерческая машина, где каждый бренд работает по законам прибыли и эффективности. Как бы это ни звучало, бизнес есть бизнес: в ассортиментной матрице выделяются «дойные коровы» — продукты, на которых строится финансовая устойчивость бренда (см. матрицу BCG).
Сумка, фигурирующая в расследовании, стоит недорого в производстве, но разве бренд где-то утверждал, что она сшита вручную мастером на берегу Сены? Вся информация об изделии — доступна. Состав? Искусственная кожа и текстиль. Конструкция? Простая. Названы ли материалы честно? Да. И вот главный вопрос: если покупатель ознакомился с картой товара, принял цену, совершил осознанную покупку — где тут обман?

Обман — в головах или в логике?

«Бренды рассказывают сказки! Их сторителлинг — ложь!» — кричат разоблачители. Но позвольте, разве кто-то когда-либо строил легенду бренда на entry-продукте?
Сторителлинг люкса — это не про косметички и футболки. Это про платья за десятки тысяч евро, кастомизированные сумки, работы вышивальщиц Lesage и шляпников Maison Michel. Это про уровень имиджевого продукта. И именно на этот уровень выстраивается пирамидальная архитектура бренда (entry – core – image), где базовые товары дают финансовую устойчивость, но не формируют легенду.
Люксовый бизнес честен в своей системе: он создаёт мечту — и продаёт билет на вход в эту мечту в виде более доступных товаров. Покупка entry-продукта — это акт выбора. И это нормально.

Цена — это всегда стратегия, а не арифметика

Ценовая матрица бренда устроена не так, как привыкли думать потребители из масс-маркета. Например, если платье Dior стоит $1500, а сумка $2000 — это минимальный порог внутри линейки. В среднем, костюмный комплект может стоить $4000–$6000, а индивидуальные заказы — в разы больше. Почему нельзя продавать дешевле?
Потому что цена — это маркер сегмента. Если ты продаёшь платье за $1500, то $4000 — выглядит как апгрейд. А если ты продаёшь за $100 — $4000 воспринимается как нонсенс. Потеря границ цены — это потеря границ желания.
Клиент люкса должен чувствовать, что он входит в исключительный клуб. Без этого ощущения бренда люксового сегмента не существует.

А как насчёт этики производства?

Да, мы не можем игнорировать вопрос труда. Но и тут надо быть аккуратнее. Люксовые бренды, даже размещая производство в странах с низкой стоимостью рабочей силы, работают через сертифицированные производственные цепочки. Контроль качества, технологическая карта, выбор ткани всё равно остаются на стороне бренда. И никто не отменял европейские линии и ателье, особенно на изделиях высокого уровня.
Кроме того, как бы громко ни звучали заявления о «сумке за $50», зарплаты в люксе — тоже часть картины. Зарплата мастера haute couture в Chanel может достигать 10 000 €, а на одно платье работает до пяти человек. Это не массовка. Это — искусство. И у искусства — своя цена.

Кому выгодно разоблачать?

Контент «с разоблачениями» — это не про справедливость, а про вовлечение. Отбросив конкурентные войны, отметим, что каждое подобное расследование резко повышает трафик и цитируемость источника, создаёт инфоповоды, провоцирует эмоции. А за эмоциями следуют рекламные бюджеты. Скандал — это тоже продукт.

А что с настоящим люксом? Он вообще остался?

Да, остался. Просто он не в рекламе запрещенной социальной сети и не в ленте Telegram-каналов. Его не обсуждают массово — по той простой причине, что он и не работает на массовость. Настоящий люкс сегодня — это бренды, которые не стремятся расширять линейку в сторону entry-продуктов, не размещают своё производство по принципу эффективности, и не ориентируются на широкие охваты. Чаще всего – это семейные компании, не входящие в конгломераты или холдинги, но есть и исключения.

Вот несколько имён, которые до сих пор живут в системе ценностей люкса:

Hermès, Delvaux, Goyard

Достаточно известные бренды, которые сохраняют бизнес-модель. Они почти не делают скидок, не гонятся за масштабами. 80% продукции производится на собственных мануфактурах во Франции. Каждый ремень, сумка, шёлковый платок — это продукт ручной работы, за которым стоит мастер, часто обучающийся в системе бренда годами.

Почему это люкс: контроль, ремесло, преемственность.
Почему без скандалов
: им нечего скрывать — они никогда не предавали собственную философию.

Berluti, Charvet, Kiton

Эти бренды делают костюмы, обувь и сорочки по индивидуальным заказам, с ручной посадкой, в десятках этапов.
Kiton, например, тратит до 25 часов на пошив одного пиджака. У них есть костюмы из уникального кашемира, в год производятся единицы таковых.

Почему это люкс: индивидуальность, малотиражность, бескомпромиссное качество.
Почему не на слуху
: потому что они говорят с теми, кто знает, что искать. У них нет задачи понравиться всем.

Alaia, Bottega Veneta, The Row

Alaia создает архитектурную женственность — платья и костюмы с анатомической посадкой, созданные с почти скульптурной точностью.уважение к ремеслу, которое заложил сам Аззедин Алайя. Дом до сих пор работает медленно и вдумчиво.

Bottega Veneta изначально создавался как объединение мастеров с высокой экспертизой, несмотря на то, что бренд в конгломерате Kering, осталась ставка на материалы, отсутствие логотипов, тактильность и архитектуру форм. Бренд говорит через предмет, а не через слоган. Социальные сети не ведут официально, но как бы от третьего лица есть аккаунт.

The Row создают одежду и аксессуары в эстетике тихого люкса — с точным кроем, дорогими тканями, в нейтральной палитре с высочайшим качеством пошива. Это одежда, которую надо трогать, чтобы понять. Создавался для узкого круга потребителей люкса на эксклюзивных ритейл-площадках.

Почему на слуху и не на слуху: Он уважаем в индустрии, любим стилистами, лояльными клиентами, популярен среди модных инсайдеров и ценителей, но не стремится к широкой узнаваемости, идут вразрез с массовостью.

Maison Lesage, Lemarié, Schlaepfer

Maison Lesage — поставщик вышивки haute couture, работает с Chanel, Dior, Schiaparelli.

Lemarié — дом ручного пера и цветка.

Goyard — делает дорожные сумки, у которых почти нет PR.

Schlaepfer – швейцарский производитель тканей экстракласса для одежды и интерьера, работает с Chanel, Dior, Prada

Почему это люкс: закрытость, фокус на ремесле, отсутствие маркетинговой внешней витрины.
Почему не в инфополе
: работают в b2b-сегменте, поставляют люксовый продукт люксовым брендам, наращивают технику и мастерство, не играют с широкой аудиторией.

Российский люкс, хоть и более молодой, но тоже существует

Uliana Sergeenko, Yanina Couture, Valentin Yudashkin

Что делают: кутюрные платья с узнаваемой отсылкой к русской аристократической культуре, народному стилю и ретро-гламуру.

Почему это люкс: бренды-участники Fédération de la Haute Couture et de la Mode Paris и в разное время Paris Haute Couture Week; используют ручную работу, ручную вышивку, редкие ткани, работают с мастерскими в России и Европе.

Почему на слуху и не на слуху: известны в международной модной среде и среди звёзд, но далеки от массовых коммуникаций; создают образ «русского люкса» для избранных.

Резюмируем

Люкс — не демон и не святой. В мире, где каждый бренд вынужден быть немного медиа, настоящие люксовые дома остаются немногословными. Они не кричат о себе — они работают. Их продукция не предназначена для сравнения с масс-маркетом. Их вещи не участвуют в «разоблачениях», потому что попросту не нарушают своей природы.

Это сложная система с эстетикой, экономикой и культурой. Вопрос в том, с каким запросом вы к нему подходите. Если вы хотите роскоши — изучите её. Поймите, какие материалы ценятся. Какие технологии скрыты в простом на первый взгляд изделии.

Настоящий люкс, как и прежде, существует вне шума. Он требует времени, знания, чувствительности и готовности платить не только деньгами, но и пониманием.

Так что вопрос не в том, стоит ли люкс своих денег, а в том, достаточно ли вы подготовлены, чтобы его распознать.

Потому что люкс — это не обман. Это игра, где вы можете быть как зрителем, так и участником. Но играть стоит осознанно.

Аватар Рената Дорофеева
Рената Дорофеева @renatadorofeeva
Стратегический консультантИП Дорофеева Р.Е.
📍Москва, Россия

Мультидисциплинарный профессионал в области моды и маркетинга. Дипломированный специалист международного развития брендов в сфере моды и люкса (ESMOD, Paris). В портфолио международного сотрудничества бренды Ines&Marechal, Giambattista Valli, The Row. Эксперт в стратегическом консалтинге: бизнес модель, бренд, коммуникация, выводу продуктов на рынок, построению системного маркетинга и улучшении клиентского опыта. Горжусь способностью привлекать внимание клиентов к ключевым идеям бренда и достигать результатов в динамичной среде мирового рынка моды. @renatadorofeeva

3 комментария

Супертекст, я почти согласен с логикой выделения термина из фона смыслов. Но что-то меня смущает. Вот эти перечисленные неширокоизвестные модные дома – хочу ли я их относить к люксу, если у них больше акцент на мастерстве и ремесле? Я бы их выделил в другой блок (не знаю пока какой). А вот что я понял про люкс: он всегда всемирно известен и всегда неинклюзивен.

Саша Перепелкин (Блюпринт) как-то пару лет назад отказался от участия в нашем форуме рядом с другими игроками индустрии, и попытался объяснить мне наивному петербуржцу главную формулу московского успеха: "ты никак не поймешь, что мода неинклюзивна". Я возмутился и только потом понял, что это формула успеха всех московских премиальных комьюнити: не делиться паблисити, создавать узкий круг, запрещать партнерам работать с другими медиа (с Москвичкой), стоять рядом только с более медийными лицами. Мода – это наш избранный круг, в который внешние игроки попадут только за деньги. Я осознал, что я получил формулу успеха для "индустрии влияния" в Москве. И одновременно формулу мирового люкса.

Люкс –это не просто мечта, это недоступность, обозначение узкого круга не только ценой, но и сторителлнгом. Это одежда для очень узкой группы самых богатых в мире бизнесменов и чиновников, их жен и дочерей. Главное, что можно сказать о люксе, что он неиклюзивен и вход в это сообщество стоит нормальных денег.

А мода современная – инклюзивна, потому что мода – это язык коммуникации в обществе с развитой вестиментарной культурой.
Она состоит из сотен трендов в десятках субкультур, в которых люди играют разные пьесы, рассказывают свои истории на пересечении многих смсыло. Базовая функция люкса как одежды для разграничения комьюнити семей бизнесменов и чиновников – это же от недоразвитости вестиментарной культуры. Богатство языка – это всегда разнообразие знаковых систем и наложение многих локальных и субкультурных знаков и ролевых моделей.

Так что люкс в глобальном мире – неоднозначное явление. А в России, Узбекистане, Индии, мне кажется, что люкс и не появится, но он и не нужен. Нам нужен "новый люкс", богатство смыслов и мечта о нас самих)

  Развернуть 1 комментарий
Рената Дорофеева Стратегический консультант автор 14 августа в 16:19

Можно хотеть и не хотеть относить какой-то бренд к люксу, но ему это абсолютно все равно, потому что он существует вне зависимости от этого желания и уровня знаний индустрии.

  Развернуть 1 комментарий

@renatadorofeeva, но я же могу выбрать язык типизации? люксом можно называть дорогой товар, а можно дорогой неинклюзивный сторителлинг

  Развернуть 1 комментарий

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только зарегистрированные участники бизнес-клуба Альянса x Beinopen.

Бизнес-клуб Альянса Beinopen – это больше 1000 участников из 20 стран. Профессиональный нетворкинг и экспертиза, база контактов.
Об Альянсе x Beinopen

Если вы хотите вступить в Альянс и готовы рассказать профессиональному сообществу о своем бизнесе или проекте, оплатите годовую подписку
Оплатить оргвзнос


Войти  или  Оплатить