«Круги ада» ювелирного бизнеса: новые законы, цены на сырье, миграция из соцсетей

 Публичный пост
18 марта 2022  531

В начале марта 2022 года модный бизнес в России – опасные качели, а его горизонт планирования не превышает одной недели. Ювелирный – все то же, плюс взлетевшие цены на драгметаллы и убийственная для небольших брендов инициатива «уравнять» большой и малый бизнес. А тут еще и блокировки Instagram. Правда, в этом плане за наших ювелиров можно переживать меньше – многие уже давно и очень здОрово ведут тг-каналы.

Ниже профессионалы ювелирной сферы делятся мыслями о том, что ждет их индустрию в условиях непрекращающихся кризисов и новых препятствий.

ЕВГЕНИЯ ТЫШКЕВИЧ, автор tg-канала ReadMyJewels

Мне сложно ответить про цены на сырье, об этом лучше спросить тех, кто занимается продажей драгоценных камней. Но если вы посмотрите на график курса ЦБ золота, то увидите за недавний период драматичный скачок ввысь...

Отвечать от лица ювелирных брендов мне тоже сложно. Но со стороны выглядит так, что на них слишком много всего негативного навалилось за последнее время. Пандемия, в которую мы все себя ощущали уязвимыми, незащищенными и изолированными от остального мира. В таких тревожных состояниях многим покупателям было не до украшений. Я не могу предоставить статистику, но по ощущениям от личного общения с владельцами небольших марок, для них этот период был тяжелым как в финансовом, так и в моральном плане.

На пандемию наложилась новая система маркировки украшений. Переход на ГИИС МДМК связан как с бюрократическими сложностями, так и с полным перестраиванием рабочих процессов. Я обсуждала эту тему с ювелирами и дизайнерами небольших марок. Если коротко, то они были не в восторге от фронта работ. На сайте МДМК написано, что эта система направлена в том числе на повышение эффективности защиты прав потребителей за счет использования инструментов прослеживаемости товаров. Но что-то мне в эти высокие цели не верится.

И «на сладкое»: 2 марта в Госдуму внесен на рассмотрение проект Федерального закона №80334-8 от 02.02.2022. Если коротко, он может в 2023 году«уравнять» большой и малый ювелирный бизнес, лишив последнего возможности применять УСН и патенты. То есть, для малого бизнеса отменятся специальные налоговые режимы.У меня складывается впечатление, что кто-то всеми силами пытается устранить узкую прослойку современных дизайнерских украшений, оставив только заводские вещи. Но это так, личное впечатление.

События последних дней также вносят тревожные нотки в картину повседневности как ювелиров, так и покупателей.

Про поведение потребителей

Я наблюдаю то, что у нас абсолютно не обласкан вниманием и заказами сегмент авторского ювелирного искусства. У меня самой было долгое время впечатление, что это не для меня. Сейчас привыкаю к мыслям о том, что я могу в любой день надеть серьги от одного ювелира, а его брошь выставляется сейчас в музее-заповеднике Царицыно. Также замечала неоднократно, что многим нашим покупателям важнее материал, чем дизайн. То есть, пусть колечко будет куцее, но зато золотое. Что происходит в последние дни, сказать сложно. Но что-то мне подсказывает, что многим людям сейчас не до украшений. Даже несмотря на 8 марта со всеми вытекающими.

Про контент в контексте последних событий

В последние годы бренды говорят о серьезных вещах через призму украшений. Из последних примеров: архивная распродажа маркой Avgvst для перечисления всех вырученных средств правозащитным проектам, марка Onega изготовила 10 подвесок в виде слова «Миръ», чтобы перечислить все деньги от продажи в Красный крест. Питерский художник-ювелир Анна Арюткина сделала колье-фотоальбом, в котором показаны ситуации, к которым привело бездействие. Все вырученные средства от этой работы также будут направлены в правозащитные организации.

Пожелание (советы) брендам

Им бы выжить в тех бюрократических условиях, которые им сейчас диктуют. К сожалению, в ближайшее время мы можем не досчитаться многих современных марок украшений. Но не хочется думать о том, что у нас останутся только заводские изделия. Хочется надеяться на какой-то выход из сложившейся ситуации: на потребительскую насмотренность, на переход марок на альтернативные материалы, на просветительскую деятельность ювелирных энтузиастов и расширения границ представлений об украшений у конечных покупателей. И может, на смягчение условий для малого ювелирного бизнеса?

ОЛЬГА ЛОКШИНА, бренд Moonswoon (28 февраля)

Про выпуск контента и новых коллекций

Летнюю коллекцию мы решили создавать в том же ключе, в каком планировали. В работе в соцсетях мы постепенно будем возвращать постинг по одной причине – сейчас очень большое количество информации, и почти вся она негативная и связана с военными действиями, психика просто не выдерживает. Будем возвращаться в аккуратный постинг, делать акции, чтобы люди могли себя поддержать перед праздниками. Восьмого марта пройдет уже две недели конфликта, и как бы не развивались события, важно, чтобы люди оставались в привычной рутине. Я считаю важным затрагивать эту тему не только с точки зрения политики, но и в контексте любви, понимания, примирения и так далее.

Про смену планов

Мы приняли стратегическое решение не открывать новый магазин в Москве, который мы планировали. Это большие вложения, а горизонт планирования сместился с двух лет до одной недели, поэтому моя задача как руководителя не делать такие длительные прогнозы, а посмотреть, как будет развиваться ситуация. Сейчас самые актуальные вложения – в резервные фонды, которые могут в случае необходимости поддержать деятельность компании и зарплаты сотрудников.

Про международные поставки

Весь цикл производства у нас самостоятельный, ничего не импортируем. По камням пока ничего не понятно, будем следить за ситуацией. Летняя коллекция, которую мы давно запланировали, у нас без вставок, поэтому по ней не должно быть никаких проблем. Если что-то будет, подумаем, как их можно обойти.

Я уверена, что в ближайшее время, когда спадет паника и если сохранятся отношения с Азией и в том числе Казахстаном, появится много фирм-посредников: откроют границу или у нас итак таможенный союз. По таможенному союзу люди смогут возить товары через границу, а потом их импортировать. Это уже было и давно, Казахстан давно предлагает такие услуги, просто сейчас они выйдут на новый уровень.

Наша позиция сейчас – подождать. Аккуратно и деликатно продолжать делиться контентом с оглядкой на текущую ситуацию, но и на ценности, которые мы транслируем: любовь к ближнему, неразделение мужского и женского, с точки зрения искусства – концепция, мысль, послание в каждом украшении. Будем следить за ситуацией, но думаем, что все будет хорошо, насколько это возможно.

*Сегодня, 4 марта, Ольга в Instagram-аккаунте бренда выразила опасения о том, что перспектива вывода ювелирных брендов из под системы УСН может сулить большие трудности. «За 2021 год серебро поднялось х2 [в цене], поэтому мы планировали переоценку, а теперь, к сожалению, это необходимость. Планируем переоценку на 10 марта. Мы пока остановили производство всех заказов подсортировки ассортимента», – рассказала Ольга в сториз Moonswoon.

ALVAAR (из Instagram-аккаунта бренда)
Вчера [28 февраля] я заплатила за коробки, в которых отправляю заказы с alvaar.one, на 30% больше, чем мне читали в пятницу [25 февраля]. Этот простой серый картон оказался родом из Нидерландов, и поставщики считают его стоимость в евро. Обычный серый картон. Россия, главный экспортер древесины, сделать его не в состоянии, все вероятно уходит на танки. Жду заказа из Великого Новгорода с золотым и родиевым покрытием – скорее всего, мне тоже повысят стоимость работы. Это означает, что в alvaar будет повышение цен.

FJORD (из Instagram-аккаунта бренда)
Сегодня [1 марта] наше производство отправит последнюю партию украшений. Дальнейшие наши планы пока туманны, поставщики не готовы продавать драгоценные металлы на нестабильном рынке и ждут повышения цен. Для нас это означает заморозку нашего бизнеса.

Вчера [2 марта] в офис пришла та самая последняя поставка с производства. Открыв её, увидел украшения из новой коллекции. На секунду все внутри парализовало, словно прочитал сообщение от себя десятилетнего себе нынешнему, и в этом письме сердечки и музыка. За эту неделю я словно прожил несколько лет, не мог поверить, что еще месяц назад я делал украшения на тему Алисы в зазеркалье с картами. Планировал съемку под это все и собирал идеи. Теперь хочется выставить это все на сайт как экспонат, как осколок разбитого взрывом витража, красочный черепок древней вазы, на котором нарисована вся наша прошлая жизнь «до».

Аватар Марина Шипилова
Марина Шипилова @MarinaS
редакторИнститут Beinopen
📍Казань, Россия

Пишу для Beinopen + делаю тексты для брендов + работаю с соцсетями

Сверхспособность: умею собирать подборки марок на любой случай

1 комментарий

Судя по всему ситуация лучше не стала https://t.me/beinopen/12635 . Дорогие ювелирные бренды, расскажите, как у вас вообще дела?.. Нашли какие-то выходы для себя?

  Развернуть 1 комментарий

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только зарегистрированные участники Альянса x Beinopen.
Что такое Альянса x Beinopen

Если вы хотите вступить в Альянс и готовы рассказать профессиональному сообществу о своем бизнесе или проекте, оплатите годовое участие в Альянсе
Оплатить оргвзнос


Войти  или  Оплатить