Для брендов тема digital-аватаров интересна перспективой развития. Пока все боятся экспериментировать, самые шустрые зайдут на виртуальный рынок по максимально лояльным ценам на создание, хотя и с плохо прогнозируемыми KPI. Если хорошо понимать «зачем» и грамотно спланировать PR-поддержку проекта, бренд сможет не только повысить популярность за счет привлечения новой аудитории, но и увеличить продажи своих коллекций, как в физическом мире, так и в виде инвестиций NFT-предметов. Но все это игра вдолгую, поэтому самое важное – цель бренда, план и, конечно, бюджет.
C чего все началось?
В результате непрерывного технологического прогресса, процессов автоматизации и диджитализации разработки и отрисовки персонажей мы оказались в мире, где мультфильмы и игры стали выглядеть реалистичнее снятых фильмов, а интернет-пользователи вместо своих лиц используют аватары, повторяющие мимику. Спустя много лет, когда человек смог перенести свою цифровую копию в онлайн-пространство, эти технологии позволяют вернуть цифрового персонажа обратно в оффлайн и приблизить его к человеческому облику.
В 2018 году интернет-компания Sogou представила на пятой Всемирной конференции по управлению интернетом в Китае первого в мире виртуального ведущего, созданного с помощью искусственного интеллекта. В программу загружали видео живого человека, ИИ анализировал мимику, жесты и эмоции, а затем создавал цифровую копию, к которой подгружали готовый текст. Голограмма сама презентовала себя в виде копии популярного ведущего.
Диджитализация модной индустрии
Мир моды тоже не стоял на месте все эти годы, а то и раньше задал тренд. Еще в 2016 году американские дизайнеры Тревор Макфедрис и Сара Деку создали виртуального блогера Lil Miquela. Очень скоро блогер стала моделью, она уже успела поработать с десятком люксовых брендов: от Nike до Burberry и Chanel. А в 2017 молодой фэшн-фотограф по имени Кэмерон-Джеймс Уилсон создал первую виртуальную модель Шуду. После взлета ее популярности он запустил целое модельное агентство The Diigitals с пулом диджитал-моделей, которые за последнее время стали очень популярны среди брендов.
Виртуальные модные показы уже проходили в метавселенных. Самый яркий кейс – это Gucci Garden ARCHETYPES на Roblox, где была создана копия реального музея бренда с семью залами. Каждый пользователь на входе в игру получал собственного манекена, который в зависимости от зала и окружения менял свой образ.
Недавний пример – виртуальные показы в Decentraland, где 23-27 марта прошла первая в истории цифровая неделя моды. Decentraland – децентрализованная виртуальная социальная платформа на блокчейне Ethereum с внутренней валютой МАНА. Самыми яркими были показы Philip Plein и Dolce & Gabbana. На волне бренда даже открыли виртуальные бутики на улице Luxury District (Decentraland), где можно приобрести не только NFT одежды для аватаров, но и аксессуары: роскошные часы Jacob & Co и модные сумки в шоуруме Hermes Birkin.
В августе 2021 года модный дом Gucci запустил Gucci Villa на платформе Zepeto. Мир больше похож на детский мультик, его создатели – корейская команда студии Naver Z Corporation. Весной этого года бренд Zara разместил там свою свежую коллекцию одежды Lime Glam. Приобретая виртуальный скин, можно получить и реальный образ для себя, чтобы носить такой же лук, как у аватара. Со временем эта технология стала очень востребованной для бизнеса.
Виртуальные инфлюенсеры
Многие современные бренды стали прибегать к использованию диджитал-инфлюенсеров, и в этом, безусловно, есть плюсы:
- можно создать персонажа в полном соответствии с концепцией бренда;
- косты по созданию и использованию диджитал-артиста ниже, чем сотрудничество с блогером;
- собственного персонажа можно забрендировать;
- он будет выполнять все поставленные задачи быстро и в срок;
- а главное – он может создавать более нестандартные интеграции со спонсорами и партнерами бренда, что привлечет больше внимания аудитории.
Так, после выхода брендов в диджитал-среду со своими аватарами, некоторые компании-разработчики сделали собственные аватары, которые стали самостоятельными блогерами и заключают крупные рекламные контракты.
Виртуальный блогер Rozy настолько нравится южнокорейским нетизенам, что на нее уже подписано 127 тысяч человек. В своем инстаграме Рози рекламирует одежду, косметику, показывает фотосеты на виртуальных локациях и рекламирует собственные музыкальные релизы. Даже KFC воссоздали своего основателя в образе виртуального героя атлетического телосложения – Полковника Сандерса. Правда, он не слишком долго присутствовал в соцсетях бренда.
Цифровые инфлюенсеры брендов одежды не ограничиваются представительством в соцсетях, они также становятся проводниками брендов в метавселенную, выпуская NFT-коллекции и диджитал-одежду. Например, российский дизайнер Рузалина Амирова для продвижения своего бренда виртуальной одежды RUZAINA&IV создала виртуального аватара IV (Айви), она уже участвовала в форуме bein open в 2021 году.
Как научить виртуального инфлюенсера взаимодействовать с подписчиками?
У всех этих технологий есть свои нюансы. 3D-герои не могут общаться с аудиторией в режиме реального времени, ведь часть этих блогеров представлены в виде картинки либо видео, где персонаж анимирован искусственно на стадии пост-продакшна. Чаще это используется в видеорекламе.
На данный момент, конечно, есть возможность создавать «живых» аватаров. Самый простой вариант – сделать это за счет наложения «маски» (как в Instagram**) на лицо реального человека. Например, так работает российский стартап Malivar, который с 2018 года успел поучаствовать со своим кейсом в Mercedes-Benz Fashion Week Russiа. Созданный ими виртуальный блогер Алиона давно активно участвует в коллаборациях с брендами, один из кейсов – реклама одежды с AliExpress.
Существуют и другие технологии анимации персонажа в реалтайм: это возможно за счет мокап-костюма, но удовольствие очень дорогостоящее. Такая технология активно используется в киноиндустрии. Комплект костюма включает комбинезон, шлем, кучу мощных серверов и компов, а главное – специалистов, которых на рынке сейчас немного.
Кейс Brothers Production
Нашей команде удалось найти более бюджетный вариант, где персонаж анимируется за счет внешнего треккинга движений и несложного шлема с гарнитурой. Что позволяет нам делать виртуальных аватаров, которые могут в режиме реального времени общаться с аудиторией. Например, в качестве ведущих мероприятия или телеведущих.
Процесс создания виртуального инфлюенсера занимает от одного месяца. Благодаря 3D-моделированию лица и тела, текстурированию кожи, высокой детализации мимики и жестов, снятой с помощью датчиков, установленных на реальном человеке, наш герой получается очень реалистичным и располагает к себе собеседника. Персонажу можно задать разные образы, от знаменитых персон до инопланетных существ. Такое адаптивное решение позволяет подстроиться под любой формат мероприятия и любую аудиторию, а заказчик сможет удивить гостей необычным помощником и сделать из своего ивента настоящее шоу.
Очень удобно использовать персонажа на мероприятиях с помощью вывода изображения нашего героя в полный рост на видеоэкран или плазму. Это позволяет сохранить яркость изображения и избежать шаблонных ответов. Полностью кастомизированный диджитал-аватар может общаться с посетителями в реальном времени через треккинг лица реального диктора на площадке, находящегося в отдельном звукоизоляционном помещении с оператором моушн-треккинга. Такой аватар можно использовать как хостесс в фойе, как виртуального ведущего самого мероприятия или же как модель для демонстрации коллекций с интервью на бэкстейдже в реал тайм.
Стилистика окружения и степень интерактивности также гибко настраивается. Помимо офлайна виртуальный персонаж позволяет воплотить многие креативные идеи в онлайне и на телевидении.
Стоимость создания персонажа начинается от 1 млн рублей, зависит от хронометража и смены образа, а также частоты выхода.
Самые смелые кейсы всегда привлекают внимание СМИ на волне растущей популярности диджитал-трендов.
** Meta (Instagram, Facebook) признана в России экстремистской организацией и запрещена
Крутой кейс. Не хотите на нашем форуме в октябре сделать виртуального ведущего и протестировать его сразу? Пусть вообще он прочитает доклад о том, как с ним работать и сколько это стоит и какие результаты?