В оцифрованных архивах Ленинки был найден любопытный артефакт – первый (и последний) выпуск первого советского журнала о моде «Ателье» (1923).
Немного контекста: в 1923 году при художественно-производственном подотделе ИЗО Наркомпроса была создана первая экспериментальная мастерская, которая занималась разработкой новой советской моды. Сначала она называлась «Центр по становлению нового советского костюма», а чуть позже была переименована в «Ателье мод». Журнал «Ателье» должен был стать рупором идей мастерской, в котором тексты о зарождающемся советском легпроме, об эстетике костюма и пользе спорта, критика визуальной культуры, фэшн-манифесты и обзоры западных модных тенденций должны были перемежаться с фэшн-иллюстрациями и съемками фасонов, разработанных в «Ателье мод».
Интересно, что к созданию текстов и иллюстраций были призваны и планировались в дальнейшем яркие представители артистической среды. В номере есть иллюстрации Александра Бенуа, Веры Мухиной, тексты Александры Экстер, Михаила Кузмина и Мариэтты Шагинян. А в конце журнала есть список деятелей, которые будут работать над материалами журнала, и среди них – Петров-Водкин, Кустодиев, Головин, Сомов, Ахматова, Замятин, Сологуб. Однако, номер вышел только один. Да и само «Ателье мод» в формате экспериментальной лаборатории просуществовало всего лишь до 1925 года.
Ознакомиться со сканом журнала можно здесь.
Об истории создания «Ателье мод» и журнала «Ателье» читайте здесь
Ниже 10 цитат из разных текстов «Ателье», которые дают представление о контексте, в котором находилась мода раннего СССР, а точнее – между экономическим кризисом и дефицитом материалов и манифестацией нового человека и его нового быта. Некоторые мысли интересно рифмуются с нашей современностью.
В настоящее время мода не царствует как прежде, благодаря отрезанности от заграницы, изменению общего характера нашей жизни и нашей сравнительной бедности. Она робко заявляет себя в выборе фасона и несколько более в выборе цвета.
В идею создания Ателье мод положена мысль о выработке образцов костюма для гражданского населения. Мысль эта вызывалась желанием создать новые формы костюма, которые не находились бы в слепой зависимости от западно-европейских и в то же время отвечали бы социальным и бытовым условиям, отличающим Россию в настоящий период жизни.
Мощное самостоятельное творчество русских художников должно быть источником новых форм художественной промышленности. Изящество во внешности современного быта должно быть выявлено совместными усилиями как художников, мастеров, так и руководителей современной промышленности. Искания художников и практические достижения последних должны дать ту форму красивого внешнего быта, который соотвествовал бы переживаемому времени.
В виду отсутствия новых образцов текстиля и крайне скудного выбора материалов — вышивка может послужить к частичной обработке ткани. Здесь она может иметь утилитарное значение, повышая фактурную ценность ткани, путем превращения ее в более художественный материал. Таким образом она может послужить к выработке желаемых образцов для будущего усовершенствованного текстиля.
В искусстве одежды меняется не только содержание, но и форма – украшения быта. – Здесь с точки зрения искусства коренной переворот в том, что с небывалой остротой творцы костюма поставили целесообразность и конструктивность вещи в основу красоты.
Не имея хорошего заграничного сырья, которого довоенная Россия ввозила 85% своей потребности, имея скудные запасы красок, приходивших раньше из Германии, выгнав своих руководителей из иностранцев, шелковая промышленность спешно перестроила свои ряды, в короткий срок наладила крашение в разные цвета, ныне работает над улучшением русского сырья и достигла довоенного качества в крепах, армюрах, сатинах и дама, но принуждена отказаться от производства тяжелого фая, тафты глассе, шелковых сукон и полуматовых дюшессов, пока обработка собственного сырья не достигнет заграничного совершенства на фабриках, работающих не только в центре, но на Кавказе и в Туркестане, где по объему первичная обработка сырья больше чем в центре.
Вне современного преломления немыслимо живое искусство, искусство же немыслимо неживым. С живым же и обращаешься как с живым. Недостаточно знать, понимать и даже любить прошлое, как прошлое; только живое чувство связи с настоящим может для нас оживить отошедшую эпоху.
Почему бы не встать прялке снова в угол городской квартиры женщины? Почему бы любовным рукам художника не помочь веселому труду токаря, и не украсить стройную прялку резьбой, не покрыть ее тельце тонкою сеткой орнамента, не закруглить верхних оконечностей, подставки, спинки, не сделать ее художественной ценностью, воспитательницей вкуса, как в старогерманском быту? За прялкой были бы молчание, песня и труд, три лучших друга женщины, три нежных друга, обращающих ее внимание от внешнего и поверхностного вовнутрь, к найденному спокойствию, и делающих ее из сварливой Ксантиппы — хранительницей домашнего и социального равновесия.
Форма новой одежды, современной одежды, должна быть согласована с требованием нашей жизни, принимая во внимание все ее характерные отличия, кладя в основание интенсивность цвета, как элемента, характеризующего русский народный костюм, но ни в коем случае не следует руководствоваться образцами западной Европы, основанными на идеологии другого порядка.
Остается лишь пожелать продолжения поисков новой формы одежды, соответствующей новым формам жизни, где удобство и дешевизна производства сочетались бы с требованиями логики и красоты.
Гениально. Журнал Ателье. Как Тексты о моде. Ещё и Ателье мод. Искусство, преображающее быт. И технология производства искусства в каждом доме. Распределенные производства. Цифровые дома мод. Ателье в каждом доме. Что они не учли в прошлый раз? Почему вышел только первый номер?
пишут, что слишком дорогое издание. не потянули. и был шквал критики при этом. ну и тексту слишком умные для простого потребителя. после него был запущен журнал "искусство одеваться", который был рассчитан на широкую аудиторию. он просуществовал дольше.
Большинство реплик действительно очень созвучны нынешней ситуации.
Но что удивительно эти тексты вообще не соответствуют иллюстрациям и моделям в журнале)