1920-е / 2020-е: этника vs. униформенность

 Публичный пост
24 марта 2022  1113

Если говорить об этике и эстетике, то главный вопрос сегодняшнего дня: о чем теперь делать моду в России? Традиция, этника и архаика, которые в 2021 году так сильно вдохновляли молодых локальных дизайнеров, в ситуации неумолимо сбывающейся культурной изоляции останутся и продолжат наполнять смыслами российскую моду. Вторая сторона кризисного по-милитаристски окрашенного времени – униформенность (во всех ее смыслах), лишенная эмоций и декоративных элементов. Интересно, что ровно сто лет назад, в кризисные 20-е, молодая советская мода столкнулась с подобными эстетическими ориентирами. Чтобы понимать настоящее и предугадывать будущее, нужно всегда смотреть в прошлое. Давайте же отмотаем один век.

В 1920-е новой стране требовалась новая эстетика, новые формы, новые нормы отношений субъекта и объекта, будь то предметы быта, произведения искусства или одежда. На этих утопических настроениях строился конструктивизм. Первые советские дизайнеры Варвара Степанова и Любовь Попова разработали концепцию рационального костюма, утопической прозодежды – лишенной декоративных элементов, оторванной от форм и «буржуазной» моды, и традиционного костюма, функциональной, но при этом вдохновленной художественными принципами кубизма. Но эти идеи были слишком радикальны, слишком опередили свое время и, естественно, не ушли в народ и так и не были реализованы в полной мере. К середине 20-х конструктивизм как художественная концепция утрачивает свои позиции в культурной программе СССР.

«Художественно-производственный подотдел Отдела изобразительных искусств Наркомпроса поощрял поиск нового модного образа, предполагавший среди прочего обращение к народному искусству, использование орнаментов и украшений. Различие между строгостью модернизма и легкомыслием ар-деко отражало базовые онтологические расхождения конструктивистов и приверженцев социалистического художественного стиля в одежде. Если первые отрицали моду как исторический феномен, то вторые стремились пересоздать ее, сохранив связь с традицией и очистив от устоявшихся эксплуататорских и коммерческих практик», – пишет британский историк моды Джурджа Барлетт в книге «Fashion East».

После неудачи конструктивистов разрабатывать концепцию социалистической моды была призвана дизайнер Надежда Ламанова. Она начала карьеру еще в конце XIX века и обшивала высшее общество. После Революции – потеряла свое дело, даже была ненадолго арестована как враг народа. Но к 1920-м годам Ламанова вернула свой профессиональный статус и стала работать с государством. Основой ее концепции было сочетание традиции и этники народов СССР с формами, соответствующими общемировым модным тенденциям.

Надежда Ламанова хотела соединить искусство с производством. Этнический орнамент был призван превращать простую, чаще всего, прямоугольную форму-основу моды 1920-х годов в произведение искусства. К тому же, обращаясь к традиционно-крестьянским референсам, Ламанова концептуально оправдывает простоту материалов, с которыми приходится взаимодействовать и ей, и тем, кто шьет в СССР. Советское текстильное производство на тот момент находилось в удручающем состоянии.

12 комментариев

Этника это Женя Ким и Рома Уваров, а униформа это стритвир?

  Развернуть 1 комментарий

@abajenov, униформенность как принцип. не обязательно стритвир. думаю, что тут будут и милитаристские мотивы, и рабочая одежда, и спортивная. ну и сдержанные цвета, отсутствие декоративности, возможно, агендерность. в общем, та одежда, в которой можно спрятаться и раствориться. Рома Уваров – больше не про этнику и традиционность, а про свободу арт-высказывания. Есть опасения, что яркая артистическая выразительность немного задвинется. Женя Ким да. Но под этникой и традиционностью я больше имею ввиду modest fashion. причем не только в мусульманском разрезе.

  Развернуть 1 комментарий

То есть модест минимализм?

  Развернуть 1 комментарий

@abajenov, ну модест по природе своей минималистичен. это же скромная мода. ну да, уйдет из моды сексуальность точно. сексуальность появляется только при наличии витальной энергии денег. будет все закрыто, скромно, утилитарно.

  Развернуть 1 комментарий

@muratov, да, но национальное то это чаще праздничная избыточность, чем минимализм

  Развернуть 1 комментарий

@abajenov, вообще не так. в праздник есть избыточность, конечно. но в трудовые будни – совсем противоположное. и что то как будто настроения в мире совсем не праздничные. не до жиру, как говорится)

  Развернуть 1 комментарий

@muratov, я про локальные коды. Вот Бостонконсалтинг показали в отчете, что связь с культурным наследием - важный потребительский мотиватор у нас. Плюс закрытость, значит локальные коды. А они все из советских домов культуры - театральные, на базе праздничного наряда сделанные. А как найти нефейковую локальность - мб в непраздничном быте

  Развернуть 1 комментарий

@abajenov, молодые российские марки кстати понимают, как) так что все норм)

  Развернуть 1 комментарий

@muratov, 99% марок не понимают локальность, 99% локальных промыслов не понимает современность. может ли это вместе заработать - кажется нет, потому что во время цивилизационных войн вроде как формируются такие устойчивые локальные идентичности - а это всегда консервация и сакрализация. Вот говорят в Якутии сложно работать с национальным, потому что очень берегут как ценность. И не подпускают современных дизайнеров. Так что локальность может быть либо сакральной недоступной дизайнерам, либо клюквой. Будет ли новое одеяло из лоскутков региональных стилей на потребительском рынке одежды – это вызов.

  Развернуть 1 комментарий

Вот эта фраза "обращаясь к традиционно-крестьянским референсам, Ламанова концептуально оправдывает простоту материалов, с которыми приходится взаимодействовать и ей, и тем, кто шьет в СССР" просто выводит из себя. Мне все-таки нравился подход Ким и Уварова тем, что это был сознательный выбор, а не из-за того, что больше не из чего шить

  Развернуть 1 комментарий

@eassylova, концепция Уварова строится на апсайклинге и формуле "Когда б вы знали из какого сора". Тут все вышло из ограничений и тех материалов, которые были доступны. Думаю, если бы там были какие то стразу достатки, талант бы лег и на них.

  Развернуть 1 комментарий

@eassylova, Не из чего шить то не будет. Просто будет подороже. Но при этом и премиум свободен. Будет как на Дефиле на Неве или в 2000 рфв - после показа будут все скупать. Снова нужны недели моды))

  Развернуть 1 комментарий

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только зарегистрированные участники Альянса x Beinopen.
Что такое Альянса x Beinopen

Если вы хотите вступить в Альянс и готовы рассказать профессиональному сообществу о своем бизнесе или проекте, оплатите годовое участие в Альянсе
Оплатить оргвзнос


Войти  или  Оплатить