Как обычно после Гастролей мы садимся за написание дорожной карты развития сектора экономики и предпринимательского сообщества региона. На опыте я вижу, что мало комментируют, поэтому я хочу сделать промежуточный этап, когда обсуждается еще не документ, а сама концепция. И предлагаются идеи. Сначала обсуждаем с экспертами, познакомившимися с региональным сообществом. Потом приглашаем сообщество добавить свои мысли.
Итак, 19-20 марта мы были на Гастролях – стратсессии в Абакане, Республика Хакасия. Вместе с Кириллом Маркесом (Институт Beinopen), Светой Сальниковой (Fy:r) и Анной Сахаровой (Wesaleonline), по приглашению «Моего бизнеса» республики.
Ниже концептуальный питч: то есть основные мысли. Я вот думаю, что круто было бы обсуждать не только во время стратсессии в регионе, но и иметь возможность обсудить в сообществе. Поэтому попробуем собрать комментарии, дальше сдалаю апдейт этого поста, учитывая правки. И мы получим "питч", от которого уже будут отталкиваться и я, и коллеги, когда будем писать программу развития.
Ситуация на рынке РФ:
2,6 трлн. рублей – модный рынок России (=потребительский), конкуренция на рынке значительно снизилась, а все креативные специалисты остались на связи и все научились работать дистанционно
Высокая потребность в новых решениях по производственным цепочкам
Ситуация в республике Хакасия:
Традиции животноводства в РХ 6 тыс. лет. Наконец, это все увидели и снова начали развивать. Высокая потребность в сырье (шерсть, кожа) в России.
Молодежь уезжает, не находя реализации креативных потребностей
Ограничена емкость рынка, необходим экспорт и товаров, и сырья
В топ-3 приоритетов развития РХ включили животноводство и легпром.
План развития:
Восстанавливать не только мясное, но и шерстяное и кожевенное животноводство
Обсчитать производство кожи и шерстяных тканей
Экспорт не сырья, а изделий с добавочной стоимостью из региона в РФ
Новые бизнес-модели + современный дизайн + локальные коды = экспорт из РХ в РФ товаров с добавленной стоимостью
Экосистема 4-й промышленной революции: сырье + инфраструктура для малого бизнеса + 100 тыс. дизайнеров (все шьют для всех)
Рост занятости населения
Молодежь интегрируется в бизнес в Абакане через «инфраструктурный центр», настраивающий региональную кооперацию
Полуфабрикаты для кастомизации и сеть из тысяч дизайнеров (масс-маркет без дизайна, что-то такое уже делает, кажется, обувная фабрика)
(Г)Локальные коды – не про сувениры, а про быт жителей крупных городов + Интеграция креатива молодой аудитории = Выход на потребительский рынок
Региональный бренд («Земля пяти стихий») и развитие туризма. Звучит очень олдскульно, но может быть, можно поработать. Главное, чтобы был современный куратор (@markes напомни имя)
Развитие кооперационных цепочек внутри местного малого бизнеса. Проработать модель, когда ателье с локальными кодами внутри региона работает как индпошив, а с соседними милионниками и на экспорт - как глокальный бренд
Оцифровка традиционных патернов для помощи предпринимателям, работающим с одеждой
Раз в год проводить событие про локальные коды – профессиональное образование для бизнеса, популяризация экологичных и этничных моделей потребления среди культурной элиты региона, продвижение локальных марок, обсуждение стратегии развития, критика моды (как развивать хакасский культурный код без клюквы)
выход брендов на маркетплейсы, как дополнительный источник траффика и повышение узнаваемости брендов за рамками региона (UPD от @ AnnaSakh)
Из полезных статей про РХ в сети пока нашёл две:
Давайте обсудим, что ещё добавить в дорожную карту концептуально. Ссылку на результат потом сюда прикреплю.
@markes а можешь прокомментировать, как участвовавший
И попросить всех наших экспертов, участвовавших в Гастролях, тоже прокомментировать. И Максим пусть тоже поучаствует в обсуждении.
Могу сказать, что я в восторге от гастролей. А еще в большей степени от людей Хакасии, от природы, от истории этих мест. Я для себя много нового из лекций почерпнула и задала себе такие вопросы, которые в жизни мне не приходили в голову. На многие вещи посмотрела по другому. Я бы еще в планы добавила *выход брендов на маркетплейсы, как дополнительный источник траффика и повышение узнаваемости брендов за рамками региона.
Обычно в регионах (особенно если они сильно удалены от Москвы) активно развивается самоорганизация и люди объединяются в группы, чтобы делать какой-то движ в своем городе и от скуки не умереть, а в Абакане своя удивительная ситуация: все вкладывают ресурсы в развитие только себя, очень разрозненное сообщество. Это мне кажется объясняется тем, что многие просто мечтают уехать либо не видят перспектив особо в развитии на своей местности. То есть, когда человек запускает своё дело, он априори расчитывает на работу за пределами региона и целится в аналоги по типу 12 сториз. Крайне мало работы с локальным (ну и национальным), хотя потенциал ОГРОМНЕЙШИЙ. Люди очень добрые и вовлеченные, но как будто чего-то боятся постоянно.
Сейчас кстати вижу, что в чатике начали обсуждать идеи коллекций, вдохновленных местной природой, растениями и культурой Хакасии. Это круто и очень ценно, видно, что ездили не зря.
Наверн главное, с чего нужно начать местным ребятам - это со знакомства друг с другом. Видно, что отсутствие общения по большому счету связано то ли с давними обидами, то ли со сложившимися в голове установками, навеянными слухами. В общем, как показали Гастроли, простое общение может уже решить ряд проблем, сформированных на круглом столе. Важен диалог.
Еще мне показалось, что оч зашли примеры и разные кейсы, когда показываешь "как можно делать иначе". Может быть нам добавлять к ДК или отдельно скидывать какие-то подборки кейсов/аккаунтов сильных современных красивых?
Это ж сильная сторона биина - видеть и анализировать контекст со всех сторон, каждый в команде постоянно мониторит разные проекты, новости и тп. Можно подсобрать и выдавать регионам, чтобы видели альтернативы.
😱 Комментарий удален автором поста...
NB. Говорят, надо поговорить с шоу-румом "Кожа стиль" (Ольга Рувинская)
Класс! Надо ещё понять их внутренние ресурсы региона. Сколько человек и компаний задействовано в лег.проме и креативной экономике, есть ли ВУЗы, которые обучают, можно ли открыть доп.программы образования на базе колледжей для того, чтобы научились работать с кожей и тп...
А проблема разрозненности, о которой сказал Керя - да, есть везде. Тут уж им только самим учиться слушать и слышать друг-друга.