24 марта 2022
947
В 2018 году мы придумали такой принцип организации культурных связей для описания той действительности:
«Культурная картина мира сегодня – лоскутное одеяло. На глобальном полотне есть место всем локальным лоскуткам»
Как думаете, насколько актуальна эта схема сегодня для описания эко-системы моды в России и как ее нужно переформулировать в новой реальности?
Я бы вот предложил другую метафору. Лоскутное одеяло это все ещё один нарратив, но по очереди. А у нас же одновременность нарративов. 032ц это называли контентом и the big flat now, большим плоским настоящим, одновременностью всех вкладок в браузере. А можно назвать базой данных. Критика моды, критика культуры и экономики ушла от монолога рассказа в одновременный диалог базы данных. Многие со многими. Как перемножение множеств - перемножение сообществ.
Мне кажется, что условия, в которых мы сейчас находимся, сильно размывают многогранность культуры как извне, так и внутри. Например думает ли дизайнер из западного мира о том, как можно поработать с наследием культуры малых народов севера (скажем, саамов или эвенков), то есть хватает ли ему зума, чтобы увидеть в этом большом узле русской культуры, отмененном сегодня, чистый от всякого государственного следа элемент - очевидно, что нет. Отменено все, от эстетики постсоветских 90-х до Толстого и Достоевского, от татар до якутов и на глобальном полотне все разноцветные квадратики русского чего бы то ни было старательно вырезаны. А необходимость их замены возникнет тем острее, чем ближе к лицевой части одеяла были пришиты кусочки нашей культуры. Когда дырка на изнанке, ее можно и вовсе не зашивать или чем попало заштопать на худой конец. Судить о том, где располагаемся мы, именно мы - россияне с 30-летним стажем, а не великие русские умы прошлого, это тема отдельного долгого разговора. В любом случае, понадобится время и огромные усилия, чтобы дизайнер из приблизительного Лондона решил сделать коллекцию про Сибирь и не был отменен са(а)м. Ну и потом возможно, именно в этом пока не свершившаяся цель нашего поколения - заново подарить себя миру.
А переформулировать определение сегодня можно довольно просто: «Культурная картина мира сегодня – лоскутное одеяло. На глобальном полотне есть место всем локальным лоскуткам, кроме тех, которым нет».
Мир как лоскутное одеяло – это уже как будто прошлое, а сейчас лоскутки отрываются, разлетаются, спорят до хрипоты, забыли, были ли они частью какого-то одеяла вообще