Локомотивами модного процесса всегда были визионерские рискованные видения дизайнеров-авангардистов, которое адаптируют к конвейеру коммерции. Сейчас от мировой моды есть ощущение некоторой растерянности, расфокуса. Сильные тенденции будто не транслируются. В большие бренды все реже берут больших художников, там всё чаще – союзы предпринимателей и ремесленников, работающих с проверенными временем формами. Понятно, что в кризисное время всем страшно рисковать деньгами.
Однако кризис – это и возможность поиска нового языка. Но сегодня этот новый язык еще не проартикулирован. В конце 10-х крупные игроки беспрецедентно рисковали и тем самым обновили язык моды весьма радикально. На этих мощностях мода прожила 7-8 лет. Сейчас кажется что эти силы иссякли и нужны новые. Но в тот же ранее передовой Gucci берут креативного директора, который даже не намекает на возможности эстетического и смыслового прорыва.
На этом фоне отсутствия ярких идей голову поднимают такие бренды как Brunello Cucinelli и Loro Piana, ассоциирующиеся с ригидной консервативной “тихой роскошью”. Бренды сегодняшнего дня – бренды без ярко выраженного дизайна. Осознанность, о которой мы говорим последние годы, сегодня как будто выражена в том числе и в крайней умеренности дизайна, который возникает явно в попытках не растерять капиталы на фоне социально-политических потрясений и глобального экономического спада.
В мире, в котором рушатся социальные связи, опору, устойчивость легко видеть в традиционных ценностях, классических формах одежды, которые, казалось бы, были всегда и всегда будут. По той же причине повышается интерес к ремесленничеству, ручному труду как устойчивой форме, отсылающей к традиции. То есть модель бренда премиум-сегмента 2024, который теоретически должен иметь успех в нынешнем культурном контексте: классические устойчивые формы в дизайне, без авангардизма и деконструкции + ремесленные техники в изготовлении, актуализированные в эко-контексте + однозначно приятный во всех отношениях контент, без эксцентрики.
а что с Баленсиагой, кстати?
и тот "консервативный поворот", о котором ьы пишешь - это же изменения желаний потребителей? они устали от деконцструкции демны и гиперпостмодерна микеле? кажется невароятным, чтобы тот же покупатель пришел к лоропьяно от маржелы
а вообще получается, что мода снова закончилась
ты обрисовал ситуацию в люксе: ригидность, консервативность, сохранение статус-кво, чтобы сохранить приток денег и продолжить торговать – но уже меньше для среднего класса (который становится беднее) и больше с верхней прослойкой. отсюда и консервативные коды и отсутствие эксперимента
но никуда не ушли микротренды, не ушли дизайнеры, которые раз от раза только усложняют (Оттолингер, Кико Костадинов – у них уже культ). никуда не ушло поколение Альфа, которое завлекаемо сейчас алогичными и сложными бессюжетными мультиками на ютьюбе типа скибиди-туалетов. у Альфы очень скоро появятся деньги и они будут готовы их тратить – а там пока речи про тихий люкс вообще не идет с такими пристрастиями. и все это очень большая часть моды – премиальная, дорогая, экспериментальная, не консервативная. пограничная с люксом, отчасти новый люкс, но, может, не в том смысле, как ты в прошлом году придумал
не будет никакого магистрального движения, все слишком рассеяно и рассредоточено. просто исторические люксовые марки N лет побудут без новизны идей в попытке сохранить деньги. в остальном будет множество разных движений во все возможные стороны
Последний год все новые коллекции, кутюр, новые бренды и ребрендинги смешались в моей голове примерно в одну большую кашу, где нет ничего нового и интересного. Из самого запоминающегося - сумка-голубь и тапки-жабы.
Каждый второй большой бренд (или первый?) обращается к архивам, переосмысляет старые микротренды в новые (мермейдкор, барби, y2k из 2000х и тд) и просто пытается заработать денег по инерции.
После насыщенного периода их модные умы иссякли, есть ощущение, что люди насытились даже микротрендами, устали от праздника и яркости и появился минимализм и тихая роскошь. Через пару лет все устанут грустить и переживать и премиальные бренды снова перестанут быть умеренными и бежевыми. Или не смогут ничего нового придумать и продолжат обращаться к ярким архивам и переосмыслять друг друга. Кажется привычная для моды цикличность
А еще в 2023 году миллиардеры стали на 34% богаче по сравнению с 2020, тогда как 5 млрд людей во всем мире стали беднее. Может поэтому у людей стало меньше денег и сил на то, чтобы обращать внимание на что-то кроме умеренной консервативной одежды?
Я вообще не уверена, что поколению альфа и тем, что после них, нужна будет мода, тренды и новая одежда. Возможно все это подвергнется какой-то большой деконструкции, отчасти из-за экологической катастрофы, к которой мы все дружно движемся. Так что нам, всем поколениям до Альфы, останется осмыслять и анализировать цикличность, микро- или макроизменения индустрии и носить люкс, а всем остальным придется решать последствия работы этой индустрии. И ходить в технологичных неизнашивающихся мешках в реальной жизни и в чем-то более прикольном в виртуальном
Вероятно, дело в том, что в нестабильные времена брендам в первую очередь важна коммерческая успешность коллекций. Поэтому многие из них и делают ставку на простоту и понятность широкой аудитории.
А что касается отсутствия массового запроса на индивидуальность и личный стиль от потребителей, то тут я тоже вижу влияние кризиса: люди скатились (а кто-то продолжает движение вниз) по пирамиде Маслоу, и необходимость в самовыражении у них отодвигается на второй план.
Поэтому очень хочется верить, что все происходящее — явление временное, и скоро на показах (и на улицах?) мы увидим большее разнообразие. В общем, предлагаю продолжать наблюдать, анализировать и ждать изменений)