Большой консервативный поворот в моде

 Публичный пост
22 февраля 2024  578

Наблюдая за тем, что в начале 2024 года происходит в мировой моде (отсутствие экспериментов, прямолинейность, умеренность, консерватизм) и вспоминая одну важную тенденцию из 2023-го (тихая роскошь), можно сказать, что одним из самых заметных процессов в моде сегодня является большой консервативный поворот. Этот процесс рифмуется с тем, что мода сейчас как будто больше смотрит в прошлое, чем в будущее – возвращается к классике, переосмысляет архивы, высоко ценит традиционное ремесленничество, которое в мире стало главной формой репрезентации локальных кодов.

В прямом эфире мы обсудили эту тему вместе с исследователями моды Еленой Ермаковишной и Светланой Сальниковой, выпускающим редактором Beinopen Денисом Ламеховым и основателем института Beinopen Алексеем Баженовым, зафиксировали основные мысли и собрали из них этот текст.

Fendi SS2024
Fendi SS2024

Денис Ламехов
Мы последнее время наблюдали, как из моды улетучивался карнавал, который был основой всего того, что происходило во второй половине 2010-х. Он заменился чем-то менее энергичным – кто-то называет это тихим люксом, кто-то – общим упрощением моды и приходом к понятным классическим формам, а мы называем это большим консервативным поворотом.

Светлана Сальникова
То, что показывают в новых коллекциях, – довольно аккуратное, довольно приличное, красивое – может показаться скучным. В чем может быть причина схлопывания разнообразия? Очевидно экономическая. Люксовые бренды поняли, что в той нестабильной экономической ситуации, в которой мы находимся последние 2-3 года, надо менять вектор аудитории и зарабатывать там, где можно зарабатывать, – у 1% населения, там где old money и тихая роскошь. Нет возможности тратить бюджеты на то, чтобы искать что-то новое, расширять свои границы и работать со всеми проблемами, с которыми мы сталкиваемся, когда говорим o diversity.

Алексей Баженов
Кажется, всё меньше людей владеют все большим количеством денег. И есть такое ощущение, что элита хочет себя обозначать через более консервативные модели, в том числе и потому что она стареет.

Елена Ермаковишна
Страх нести ответственность за свои слова сейчас как никогда актуален. Все сейчас боятся кэнселинга, апроприации и множества других вариантов усложнения смыслов, всех всё тревожит и триггерит. Проще работать с тем, что уже вошло в оборот, с тем, что имеет вес и всеми легитимизировано.

Gucci FW 2024
Gucci FW 2024

Денис Ламехов
В 2008-09 года мы переживали похожую, но не такую же ситуацию. Там тоже от шика и блесток 2000-х все перешли к простым формам и каким-то более вечным вещам. Но сейчас посложнее – мир изменился и довольно сильно поменялся интернет. Сейчас мы видим, как Gucci максимально себя упрощает. Vogue пишет, что Gucci сегодня – это вишневый цвет. Они свели себя до цвета – самого прямого, что может быть в моде.

Но это большой люкс, а у нас есть еще лихорадка микротрендов в соцсетях, которые в моде присутствуют на точно таких же правах. И там если есть консервативный поворот, то он – один из множества других течений. В какой ситуации мы оказываемся? С одной стороны, есть одежда без времени. С другой стороны, нас лихорадит в тиктоке от 40-а тенденций, у каждой из которых есть визуальное воплощение.

Алексей Баженов
Кажется, можно говорить о наложении нескольких волн. Как в музыке, когда у тебя есть обертоны – большие колебания и маленькие колебания одновременно. Большое колебание – пятилетние волны: Gucci от карнавала пришел к упрощению. А одновременно происходит такая рябь на этих больших волнах – множество микротрендов, которые случаются как реакция на любой инфоповод в массовой культуре.

Светлана Сальникова
К вопросу микротрендов. Как будто одежда превращается в мерч, дополняя события, происходящие в мире – от выхода фильмов до природных катастроф. При таком количестве трендов и такой скорости их смены она должна быть недорогой и простой в производстве. Маркетинг выходит на первый план. Мне кажется, что тренд на тихую роскошь, который спустился от очень богатых людей на более широкую аудиторию – это тоже некоторое следствие микротрендов. Потому что люди устали от того, что все меняется, мельтешит. Мы не понимаем, что модно, что не модно: сегодня мермейдкор, завтра барбикор. В то же время у многих нет экономических возможностей всё это постоянно менять. И получается, что я лучше куплю одну приличную черную юбку, которую буду чем-то дополнять, но эта юбка будет основой гардероба.

Максим Муратов
Одна из составляющих вневременного консерватизма – опора на ностальгию. Ностальгия продает хорошо. Работа с прошлым, с архивами, с теми формами, которые уже когда то сработали, кажется устойчивой. Моде нужно обновление языка, а с другой стороны, будто пока и не нужно: возможно, время сейчас не требует обновлений, оно требует утешения в формах прошлого и его осмысления.

Proenza Schouler FW 2024
Proenza Schouler FW 2024

Елена Ермаковишна
Есть в культуре технологические взлеты. И мы действительно прожили один из витков революции, когда появился интернет, когда появились большие цифровые технологии. Это была супер-агония. Сейчас мы вышли на плато и начинаем осмыслять, как это повлияло на культуру вообще.

И сейчас подросло поколение – 35-40+, оно достигло некоторого пика в экономическом развитии. И мы (я как часть этого поколения) начинаем осмыслять то, что происходило с нами в юном возрасте. В психологии это называется сенситивный опыт. Важно зафиксировать и осмыслить те юные яркие годы, которые пришлись на цифровую революцию. А еще поколению 35-40 хочется отметить индивидуальный опыт, так как в нем есть уникальность, потому что можно припасть к этому источнику в глобальном мире, где всё уже несколько уравнялось.

Светлана Сальникова
На Форуме Beinopen в 2019 году Даниил Трабун говорил, что мы скоро все наденем униформу и VR-очки, – тогда это казалось просто невообразимым. А сейчас в 2024-м году, похоже, что мы довольно близки к этому. Я думаю, что мода уходит в две разные стороны: в опыт и в образ. Образ уходит в digital-картинку, а опыт останется в материальном. Если почитать отчет BoF про то, как продавать люкс тому самому одному проценту, то в основе такого маркетинга лежит эмоция, уникальный экспириенс. Может не так важно, как выглядишь, но важно как и из чего это сделано, как ощущается телом.

Максим Муратов
Если бы у нас уже случился трехмерный интернет, массовое пришествие которого всё предсказывают в ближайшее десятилетие, сформировался бы новый способ мышления о моде и одежде. Потребность в сиюминутности моды наложилась бы на опыты в области диджитал-одежды и слилась с принципом лихорадки микротрендов – а он в свою очередь представляет собой бесконечную косплей-примерку ролевых моделей из массовой культуры. Мне кажется, что мода сегодня соткана из ожиданий будущего, при этом неясно определяема в настоящем.

Связанные посты
1 комментарий

оу, какой финал!

Мне кажется, что мода сегодня соткана из ожиданий будущего, при этом неясно определяема в настоящем.

  Развернуть 1 комментарий

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только зарегистрированные участники Альянса x Beinopen.
Что такое Альянса x Beinopen

Если вы хотите вступить в Альянс и готовы рассказать профессиональному сообществу о своем бизнесе или проекте, оплатите годовое участие в Альянсе
Оплатить оргвзнос


Войти  или  Оплатить