Наблюдая за тем, что в начале 2024 года происходит в мировой моде (отсутствие экспериментов, прямолинейность, умеренность, консерватизм) и вспоминая одну важную тенденцию из 2023-го (тихая роскошь), можно сказать, что одним из самых заметных процессов в моде сегодня является большой консервативный поворот. Этот процесс рифмуется с тем, что мода сейчас как будто больше смотрит в прошлое, чем в будущее – возвращается к классике, переосмысляет архивы, высоко ценит традиционное ремесленничество, которое в мире стало главной формой репрезентации локальных кодов.
В прямом эфире мы обсудили эту тему вместе с исследователями моды Еленой Ермаковишной и Светланой Сальниковой, выпускающим редактором Beinopen Денисом Ламеховым и основателем института Beinopen Алексеем Баженовым, зафиксировали основные мысли и собрали из них этот текст.
Денис Ламехов
Мы последнее время наблюдали, как из моды улетучивался карнавал, который был основой всего того, что происходило во второй половине 2010-х. Он заменился чем-то менее энергичным – кто-то называет это тихим люксом, кто-то – общим упрощением моды и приходом к понятным классическим формам, а мы называем это большим консервативным поворотом.
Светлана Сальникова
То, что показывают в новых коллекциях, – довольно аккуратное, довольно приличное, красивое – может показаться скучным. В чем может быть причина схлопывания разнообразия? Очевидно экономическая. Люксовые бренды поняли, что в той нестабильной экономической ситуации, в которой мы находимся последние 2-3 года, надо менять вектор аудитории и зарабатывать там, где можно зарабатывать, – у 1% населения, там где old money и тихая роскошь. Нет возможности тратить бюджеты на то, чтобы искать что-то новое, расширять свои границы и работать со всеми проблемами, с которыми мы сталкиваемся, когда говорим o diversity.
Алексей Баженов
Кажется, всё меньше людей владеют все большим количеством денег. И есть такое ощущение, что элита хочет себя обозначать через более консервативные модели, в том числе и потому что она стареет.
Елена Ермаковишна
Страх нести ответственность за свои слова сейчас как никогда актуален. Все сейчас боятся кэнселинга, апроприации и множества других вариантов усложнения смыслов, всех всё тревожит и триггерит. Проще работать с тем, что уже вошло в оборот, с тем, что имеет вес и всеми легитимизировано.
Денис Ламехов
В 2008-09 года мы переживали похожую, но не такую же ситуацию. Там тоже от шика и блесток 2000-х все перешли к простым формам и каким-то более вечным вещам. Но сейчас посложнее – мир изменился и довольно сильно поменялся интернет. Сейчас мы видим, как Gucci максимально себя упрощает. Vogue пишет, что Gucci сегодня – это вишневый цвет. Они свели себя до цвета – самого прямого, что может быть в моде.
Но это большой люкс, а у нас есть еще лихорадка микротрендов в соцсетях, которые в моде присутствуют на точно таких же правах. И там если есть консервативный поворот, то он – один из множества других течений. В какой ситуации мы оказываемся? С одной стороны, есть одежда без времени. С другой стороны, нас лихорадит в тиктоке от 40-а тенденций, у каждой из которых есть визуальное воплощение.
Алексей Баженов
Кажется, можно говорить о наложении нескольких волн. Как в музыке, когда у тебя есть обертоны – большие колебания и маленькие колебания одновременно. Большое колебание – пятилетние волны: Gucci от карнавала пришел к упрощению. А одновременно происходит такая рябь на этих больших волнах – множество микротрендов, которые случаются как реакция на любой инфоповод в массовой культуре.
Светлана Сальникова
К вопросу микротрендов. Как будто одежда превращается в мерч, дополняя события, происходящие в мире – от выхода фильмов до природных катастроф. При таком количестве трендов и такой скорости их смены она должна быть недорогой и простой в производстве. Маркетинг выходит на первый план. Мне кажется, что тренд на тихую роскошь, который спустился от очень богатых людей на более широкую аудиторию – это тоже некоторое следствие микротрендов. Потому что люди устали от того, что все меняется, мельтешит. Мы не понимаем, что модно, что не модно: сегодня мермейдкор, завтра барбикор. В то же время у многих нет экономических возможностей всё это постоянно менять. И получается, что я лучше куплю одну приличную черную юбку, которую буду чем-то дополнять, но эта юбка будет основой гардероба.
Максим Муратов
Одна из составляющих вневременного консерватизма – опора на ностальгию. Ностальгия продает хорошо. Работа с прошлым, с архивами, с теми формами, которые уже когда то сработали, кажется устойчивой. Моде нужно обновление языка, а с другой стороны, будто пока и не нужно: возможно, время сейчас не требует обновлений, оно требует утешения в формах прошлого и его осмысления.
Елена Ермаковишна
Есть в культуре технологические взлеты. И мы действительно прожили один из витков революции, когда появился интернет, когда появились большие цифровые технологии. Это была супер-агония. Сейчас мы вышли на плато и начинаем осмыслять, как это повлияло на культуру вообще.
И сейчас подросло поколение – 35-40+, оно достигло некоторого пика в экономическом развитии. И мы (я как часть этого поколения) начинаем осмыслять то, что происходило с нами в юном возрасте. В психологии это называется сенситивный опыт. Важно зафиксировать и осмыслить те юные яркие годы, которые пришлись на цифровую революцию. А еще поколению 35-40 хочется отметить индивидуальный опыт, так как в нем есть уникальность, потому что можно припасть к этому источнику в глобальном мире, где всё уже несколько уравнялось.
Светлана Сальникова
На Форуме Beinopen в 2019 году Даниил Трабун говорил, что мы скоро все наденем униформу и VR-очки, – тогда это казалось просто невообразимым. А сейчас в 2024-м году, похоже, что мы довольно близки к этому. Я думаю, что мода уходит в две разные стороны: в опыт и в образ. Образ уходит в digital-картинку, а опыт останется в материальном. Если почитать отчет BoF про то, как продавать люкс тому самому одному проценту, то в основе такого маркетинга лежит эмоция, уникальный экспириенс. Может не так важно, как выглядишь, но важно как и из чего это сделано, как ощущается телом.
Максим Муратов
Если бы у нас уже случился трехмерный интернет, массовое пришествие которого всё предсказывают в ближайшее десятилетие, сформировался бы новый способ мышления о моде и одежде. Потребность в сиюминутности моды наложилась бы на опыты в области диджитал-одежды и слилась с принципом лихорадки микротрендов – а он в свою очередь представляет собой бесконечную косплей-примерку ролевых моделей из массовой культуры. Мне кажется, что мода сегодня соткана из ожиданий будущего, при этом неясно определяема в настоящем.
оу, какой финал!