В современном мире стираются границы между создателями и потребителями. Именно эту трансформацию отражает концепция просьюмеров

 Публичный пост
8 апреля 2025  82

Многие креативные индустрии работают на основе «просьюмерских» (от англ. prosumer, professional + consumer) бизнес-моделей: от пользовательского контента (UGC) в медиа до open-source-разработки и кастом-дизайна в индустрии моды. Разбираемся , кто такой просьюмер и зачем он нужен креативным индустриям.

История термина

Идея о том, что в эпоху цифровых технологий пользователь станет производителем, принадлежит Маршаллу Маклюэну и Баррингтону Невитту («Take Today», 1972).

Термин «просьюмер» впервые в 1980 году использовал американский футурист Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» для описания активной роли потребителей в коммерции товаров.

Со временем он стал популярен во многих сферах – от промышленности до ИТ и медиа.

Определение

Просьюмер – это особый тип потребителя, который не просто пассивно потребляет товары и услуги, а активно участвует в их создании и совершенствовании.

Функции просьюмеров для креативных индустрий

  1. Генерация контента и поддержка инноваций
  • создают пользовательский контент;
  • делятся своими идеями и предложениями;
  • создают модификации существующих продуктов.
  1. Влияние на рынок
  • формируют тренды;
  • влияют на продажи;
  • через социальные сети распространяют новые идеи.
  1. Развитие продуктов
  • дают обратную связь разработчикам;
  • тестируют новые продукты;
  • предлагают улучшения.

Примеры проектов, работающих благодаря просьюмерам

– Wikipedia: энциклопедия, которую пишут и редактируют сами пользователи;
– Steam Workshop: геймеры создают моды для игр, делая игровой процесс более интересным и продлевая жизненный цикл видеоигры;
– Стикеры и emoji в Telegram: пользователи создают и распространяют собственные наборы изображения для общения в мессенджере;
– Nike ID: сервис для создания индивидуального дизайна кроссовок.

Телеграм-канал «Горизонты: будущее креативных индустрий» – по ссылке.

Аватар Денис Щукин
Денис Щукин @denishchukin
ДиректорКреативные практики
📍Санкт-Петербург, Россия

Эксперт в сфере креативной экономики, директор фонда «Креативные практики», издатель образовательной платформы для креативных предпринимателей «Мастера».

TG: @denishchukin
Платформа для предпринимателей: @mastera_academy
Экспертный канал: @creativeresearch

Связанные посты
2 комментария

вообще получается что эта тенденция на руку концепции 100 тыс дизайнеров

щас вот АСИ пытаются понять, как развивать 250 тыс селлеров на маркетплейсах, и нужно ли их развивать, или это не креативная экономика, а перепродажа

вот получается нужно заменмть 250 тыс селлеров шмота или фейка на 100 тыс просьюмеров – и фешн тошда один займет 6%ввп (как 10% доля легпрома в ввп ссср)

  Развернуть 1 комментарий

а еще любопытно, что в цуме легче запустить бренд, если ты сам(а) был(а) коиеетом цума

есть несколько таких брендов для своих. да и показы для своих уже делают. полностью замкнутая экосистема

  Развернуть 1 комментарий

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только зарегистрированные участники Альянса x Beinopen.
Что такое Альянса x Beinopen

Если вы хотите вступить в Альянс и готовы рассказать профессиональному сообществу о своем бизнесе или проекте, оплатите годовое участие в Альянсе
Оплатить оргвзнос


Войти  или  Оплатить