Мы поговорили c соосновательницей калининградского бренда Miditi – финалиста первой акселерации Beinopen. Основная тема – адаптация к меняющемуся состоянию рынка. В 2025-м в российских фэшн-кулуарах его называют (пред-)кризисным.
На какие показатели ты сегодня смотришь особенно внимательно? Что для тебя сейчас в приоритете?
Если говорить о показателях, на которые сейчас обращаем внимание, то, например, при открытии новых точек это показатель количества постоянных клиентов. Нужно, чтобы он набирался быстро для безопасного существования новой для города торговой точки.
Был ли момент, когда ты почувствовала: «что-то меняется, нужно остановиться и посмотреть шире»?
В целом, сейчас мы очень сильно обращаем внимание на цифры доходов и расходов. Стараемся больше следить за чистой прибылью, потому что обороты были наращены, расходы тоже достаточно сильно разогнались. Поэтому мы сейчас балансируем, смотрим, пытаемся сократить издержки. С масштабированием расходов стало еще больше. Сейчас нужно очень внимательно к этому относиться, чтобы была какая-то прибыль.
Что ты начала делать, когда поняла: нужно что-то менять в подходе?
Этот момент произошел в прошлом году, когда у нас замедлились темпы роста. После скачка, когда ушли зарубежные бренды, в 2023 году мы были довольны – большой рост, все классно. За год мы сделали больше чем плюс 35%. И мы думали, что так всегда и будет продолжаться. А 2024 год не показал таких результатов: рост был, но не такой стремительный. А все было заложено под такой же темп. В этот момент мы, конечно, поняли, что что-то происходит – и не сильно зависящее, похоже, от нас. И нужно что-то менять.
Легкая жизнь закончилась (хотя она никогда не была легкой). Мы все делали своими силами и своими мозгами, вывозили самостоятельно. И пришел момент, когда мы должны усиливать команду и нанимать новых сильных руководителей, чтобы рост происходил не из-за внешних факторов, а из-за внутренних изменений, если мы хотим продолжать стремительно развиваться. Уход брендов уже не сделает кассу. Мы должны придумывать что-то новое. Для этого нужны сильные головы.
Были ли у тебя мысли о том, чтобы приостановить что-то или пересобрать модель? Как ты к этому подходила?
Глобально – нет. Наверное, у нас очень постепенно и постоянно происходят изменения. Из-за этого пока не возникают моменты, когда ты встал и все плохо, надо все менять в плане продукта или продвижения. Максимум, что было, – это найм опытных управленцев.
Если бы ты могла поговорить с собой год назад — что бы ты себе сказала, исходя из сегодняшнего опыта?
Я бы сказала: «Успокойся, дело не в тебе. Ты сделала все, что возможно. Просто рынок себя так ведет. Прекрати убиваться и просто делай то, что можешь в этих условиях. Все будет хорошо».
О том, как найти первые признаки кризиса в фэшн-бизнесе и что делать уже сейчас, Beinopen вместе с экспертами рассказывает на Антикризисном акселераторе – как на практических занятиях с разбором документов и индикаторов, так и на теоретических встречах. Подробности – по ссылке.