Я попросил Игоря Намаконова (ФКИ, партнер альянса в модуле GR, ассоциация) организовать нам встречу с Минпромторгом, которому Совфед поручил подумать о великом. Готовимся к встрече. Если кто-то хочет тоже быть, дайте тезисы в комментариях к статье.
В связи с постановлением №310-СФ «О мерах по обеспечению технологического суверенитета», в котором Совфед дал поручения Минпромторгу по развитию легкой промышленности. Министерству рекомендовано сосредоточиться на трех приоритетных направлениях:
- Разработать и реализаовать стратегию развития легпрома
- Локализовать сырьевую базу для униформы и спецодежды
- Департамент легпрома выделить наконец из Депа Лесопромышленного комплекса
В данной постановке вопроса у чиновников и бизнеса будет большой соблазн не думать о потребительском рынке и заложить окупаемость инвестиций в создание сырьевой базы для производственных цепочек, работающих только через госзаказ. Это ошибка, которая в 2015 году потопила аналогичнюу программу развития легпрома. Как говорят в Сбере, если финмодель считает неверящий в проект финансист, то финмодели никогда не сходятся. О провале программы 2015 не вспоминают – а там просто не нашлось желающих, рынок не захотел соинвестировать в вискозу и забирать риски.
Как нужно делать, чтобы финмодель сошлась?
Необходимо опираться на MBSE и механизм FAC-1 стандарта, который может интегрировать потребительские каналы сбыта и производителей уже на этапе проектирования.
Обязательным условием льготного финансирования (через ковинанты и льготнный банковский процент) должна быть работа новых производящих сырье компаний с потребительским рынком. Тогда инвестиции окупятся в 2 раза быстрее и окажут стимулирующее воздействие на весь рынок. В СССР легпром был 11% от ВВП, сейчас 1%.
Главный тезис.
Налоговая база формируется с цепочек брендов/ритейлеров, чтобы финансировать сырьевую базу для цепочек для госзаказа. Инвестиции окупятся в 2 раза быстрее и риски будут в 2 раза ниже, если на уровне сырья и материалов цепочки будут начинаться с общих производств, а дальше разветвляться на госзаказ и потребительский рынок. Тогда миллиардные инвестиции, например, в вискозные волокна будут окупаться не только через униформу, но и через потребительский рынок. Поэтому такие кредиты должны быть дешевле.
Пример реализации данной модели в стройке – тоже отрасли с большим количеством ролей игроков – FAC-1 у Росатома https://www.minstroyrf.gov.ru/press/biznes-model-fac-1-legla-v-osnovu-mekhanizma-vzaimodeystviya-uchastnikov-proekta-sooruzheniya-issled/.