Что ожидает рынок одежды в 2022: аналитика и прогнозы
1. Рост цен.
Цены на одежду растут постепенно: некоторые марки поднимают цены, в марте говорили про от 10 до 30%. (12Storeez, Lime, Studio29), часть — держат цены или поднимают выборочно на некоторые модели. К сезону осень-зима, скорее всего, будет еще одно повышение цен. Это не только российская тенденция, но мировой тренд, связанный с удорожанием хлопка и топлива, нарушением логистических цепочек, карантином в Китае.
Эксперты советуют осторожно подходить к ценообразованию. Существует несколько методик, одна из них — оставлять прежние цены на самые ходовые товары, а на остальные увеличивать.
Для справки: В прошлом году цены уже повышались: по данным FCG, рост минимальных цен на категорию «женские платья» без учета скидок в сезоне 2021/22 по сравнению с сезоном 2019/20 составил в сетях: Baon – 140%, Mango – 80%, Befree – 67%, Massimo Dutti, Reserved и Zara – по 50%, H&M – 47%, Incity – 30%, Gloria Jeans – 25%, O’stin – 23%, Uniqlo – 15%.
2. Спад продаж
Всплеск продаж был в марте, в апреле продажи уже падают. В целом, сезон весна-лето не самый выгодный для марок. По оптимистичным прогнозам — к осени спрос выровняется.
3. Зарубежный масс-маркет может вернуться на рынок
Никто из крупных сетей не разорвал договоры с торговыми центрами, все — в режиме ожидания. Могут сократить число магазинов и у них будет такая же переоценка. По другим данным — масс-маркет не разместил заказы на осень-зиму, рассчитанные на российский рынок, значит, либо продают старые коллекции, либо готовятся к 3-х летней паузе.
Нужно учитывать, что возвращение зарубежных марок в Россию влечет колоссальные репутационные риски на европейском рынке.
Ксения Лапшова (@), основательница бренда Imakebags
4. Российские марки не могут заменить полностью иностранный масс-маркет
Торговые центры ведут переговоры сейчас по аренде с российскими, турецкими и азиатскими брендами, делигации Минпромторга также встречались с компаниями из этих стран. С марками из Турции и Азии не все так просто — нет особой выгоды выходить сейчас на российский рынок и это небыстрый процесс (нужно настроить цепочки, логистику, подбор команды, брендинг на русском языке, адаптировать ассортимент).
5. В люксе и премиум сегменте ритейлеры ждут изменения ситуаций
Отгрузки заморожены, на сезон осень-зима также пока нет подтверждений. Не все марки отказались работать, но ключевые бренды ушли. На российские марки пока смотрят с неохотой, лучше заменят на менее известные, но европейские бренды. Но это дискуссионный момент.
6. Ресейл нацелен на быстрой рост и ускоренное развитие
К этому их стимулирует рост спроса со стороны покупателей. Но есть проблемы с логистикой — многие секонд-хенды, стоки и другие ресейл-площадки также закупали одежду на европейском рынке.
7. Активное развитие маркетплейсов
Почти у всех маркетплейсов есть специальные программы поддержки локального бизнеса, но не всё из этого работает так, как заявлено.
Среди мер поддержки:
- льготы по фулфилмент сервису: снижение стоимости хранения и прочих услуг на складах, вплоть до отмены оплаты, скидки на услуги по логистике, минимальные тарифы за перемещения между складами;
- льготы по взаиморасчетам: более частый график выплат, в отдельных случаях вплоть до ежедневных расчетов;
- поддержка по продвижению, в том числе более мягкие условия для присвоения индекса/рейтинга селлера, от которого зависит его продвижение на маркетплейсе.
«Юность» не хочет работать с маркетплейсами, так как они убивают бренды, а делать специальный бренд сложно (требуется много вложений).
Многие используют Lamoda для повышения охватов.
Сергей Скрибо (@Sergey), управляющий владелец Youthstore
8. Рост доли контрафакта
По прогнозам FCG — до 10%. Несмотря на то, что в России строгая политика по контролю рынка подделок, спрос у потребителей появился, поэтому поставщики будут искать варианты ввоза.
9. Рост интереса к метавселенным и digital-моде
Тренд на работу с digital-одеждой появился еще в карантин. В России достаточно дизайнеров, которые работают в 3D, но многие из них говорят, что лишились заказов, основные были от международных компаний.
Что касается будущего метавселенных, мнения расходятся: с одной стороны, экономисты говорят, что сейчас это не лучшая сфера для развития из-за ее неэкологичности, нехватки энергоресурсов и элитарности, с другой — это одно из немногих направлений, в котором могут развиваться российские специалисты.
10. Криптовалюта становится платежной системой для работы с международным рынком
Предприниматели начинают расплачиваться с международными компаниями с помощью криптовалюты, тренд продолжит развиваться.
2. Какие каналы продаж сейчас лучше работают
Офлайн:
Если в марте большинство марок наблюдали подъем продаж онлайн, то офлайн ситуация была у всех разная: повышенный спрос скачками, снижение спроса, спрос на том же уровне.
Trend Island (мультибренд, специализирующийся на российских марках) говорил про рост трафика и продаж в марте (по отношению к марту прошлого года) в 2 раза. Самые востребованные марки — Gate 31, P. P. S. , Niki Filini, Bat Norton, Eve&Esther, «Ритмика».
Маркетплейсы:
Выйти на маркетплейсы сейчас планируют примерно все. Количество поставщиков за это время увеличилось примерно в 2 раза примерно.
Данных по продажам нет, но по косвенным — по опросам, комментариям, вопросам в чатах, — продажи на маркетплейсах падают. Главным образом, это касается Вайлдбериз. В апреле продавцы чаще стали обсуждать скачки падения заказов и выкупов, что связано иногда не с падением спроса, а со сбоями внутри маркетплейса.
Прямые продажи:
- Хуже себя чувствуют те, у кого продажи были построены на таргете в соцсетях. У таких марок сильно просели продажи. Выйти на те охваты, к которым привыкли, они сейчас не могут — реклама в ВК дает хуже результат, собственную аудиторию перевести в другие каналы получается с трудом.
- Лучше ситуация у тех, кто работал с лояльностью аудитории и выстроил четкое позиционирование. Они говорят, что несильно упали продажи, легче перевести аудиторию в другие каналы и с впн охваты не упали.
Каналы продвижения сейчас:
Маркетологи говорят, что сейчас нужно тестировать все каналы продвижения, потом выбрать самые эффективные. Распространенная ситуация — покупатели могут увидеть рекламу в ВК, задавать вопросы в Тelegram, а купить в офлайн-магазине.
Вот тут подробнее по работе с соцсетями - https://forum.beinopen.ru/post/85/
3. Какие товары будут пользоваться спросом в 2022 — Как изменился ассортимент и работа с ним
Важный акцент — крупные марки сейчас готовят весенне-летние коллекции 2023 года, осенне-зимние коллекции уже сейчас в производстве, их не успели/успевают адаптировать, если только точечно модели, поэтому до следующего года изменений в ассортименте у них не будут видны.
Тут в приоритете снова компании, у которых быстрый цикл производства, кто может оперативно дошивать. Также, как было в 2020 году с трикотажными костюмами, когда росмарки произвели их быстрее, чем H&M смог их поставить в свои магазины.
Тенденции в спросе, которые прогнозируют:
- Базовые универсальные вещи.
- Ориентир на функциональные вещи (уже сейчас отмечают рост запросов на спецодежду).
- Уход от декора — это связано и с уменьшением себестоимости изделий.
- Работа с прямыми запросами клиентов (формат ателье).
Подробнее можно прочитать здесь.
Новые тенденции в обществе (тоталитарном), которые влияют на спрос (источник — Fashion Consulting Group)
- Мода отходит на второй план, появляется одежда. В ситуации низкого уровня жизни неизбежно возникает “борьба холодильника и моды”. И для моды - это неравная схватка.
- Социальные повестки (такие как, гендарная флюидность, бодипозитив, толерантность) теряют свою важность и приоритетность и замещается на ориентир благотворительности и поддержки социальных проектов (кейс St.Friday Socks, которые поддерживают теперь социальные проекты).
- Без активных кросс-культурных связей предпочтения во вкусе локализируются и смещаются ближе к исконным традициям и локальной национальной культуре.
- Ценности индивидуальности заменяются общественными задачами. Свободное самовыражение и выход «за рамки» становятся неуместными, не поощряемыми обществом. «Выделяться-неприлично». В спросе на одежду начинает доминировать запрос на традицию: уместные стили, на проверенные и принятые обществом этические образцы и на четкие правила «своего круга».
Как меняется работа с ассортиментом:
— внесезонный ассортимент не будут распродаваться, отправят на склад и планируют продавать в следующем сезоне по фактическому курсу;
— все, что может быть востребовано весной, продавать сейчас, то есть не только весну-лето, но и прошлую осень-зимы (об этом говорили и Дмитрий Тимуршин, и Анна Лебсак-Клейманс).
— советуют отказаться от акций и распродаж, хотя малые марки продолжают проводить акции.
Я не поддерживаю идею униформы. В Imakebags наоборот увеличились запросы на кастомные вещи, хоть они и стоят дороже.
Ксения Лапшова (@), основательница бренда Imakebags
Сколько потеряли ТЦ из-за ухода международных брендов?
Forbes собрали в новом материале данные по потерям торговых центров и попросили аналитиков оценить дальнейшие перспективы. Основные тезисы:
▪️160 международных брендов приостановили свою деятельность в России. Из них наибольшую долю (21%) составили фэшн-бренды.
▪️В случае ухода компаний с российского рынка ТЦ потеряют 30-70% выручки.
▪️Международные ретейлеры в Москве и Петербурге арендовали 15-25% площадей в крупных ТЦ (от 60 000 кв. м) и около 10% – в средних и небольших. В ТЦ других городов-миллионников западные компании арендуют 15% площадей, а в городах до 1 млн жителей – до 10%.
▪️Девелоперы и владельцы ТЦ ищут замену уходящим игрокам в Индии, Китае, Турции, Южной Корее.
▪️Из-за проблем с логистикой, пока они могут стать только поставщиками.
▪️Во втором и третьем кварталах ожидается рост свободных площадей в новых ТЦ – останутся вакантными 30-35% площадей.
▪️Российским дизайнерам потребуется два-три года на увеличение объемов производства, выстраивание альтернативной логистики и отношений.
Комментарии основателей брендов из Санкт-Петербурга
Сергей Скрибо (@Sergey), управляющий владелец Youthstore:
— рост продаж почти в два раза из-за закрытия масс-маркета;
— строить прогнозы пока невозможно, даже на три месяца вперед планировать сложно;
— собираемся наращивать портфель брендов, сейчас закупаем по системе рассрочки;
— цены подняли на 10-15%, чтобы не угнетать продажи;
— пытаемся расширяться, смотрим площадки в Москве и Санкт-Петербурге;
— на фоне такого роста не нужно использовать каналы продвижения — мы не используем рекламу в VK, контекстную рекламу и другое.
Ксения Лапшова (@), основательница бренда Imakebags
— во время пандемии ушли из физических магазинов полностью в онлайн;
— сейчас нужна лояльная аудитория, поэтому работаем с соцсетями;
— планируем делать коллаборации;
— закупили кожу по высокому курсу, сейчас уже ничего не осталось у поставщиков (работают не по курсу ЦБ РФ);
— раньше было сложно найти хорошего таргетолога даже для Instagram ** , поэтому для VK еще труднее найти профи;
— развиваться мы не будем, а будем выживать.
Марина Колбакова (@), соосновательница магазинов «Отдел» и «Время Перемен»
— поставщики тканей берут курс доллара и еще добавляют подстраховочную наценку (5-10%), при этом многие из них не снижают цены, когда курс меняется в лучшую сторону (потому что выкупали они по старому) → ситуация зависит не только от курса валют, но и от поведения поставщика;
— бренд работает с семью поставщиками тканей из разных регионов мира, т.е. оплачивает материалы разными валютами (заключили сотрудничество еще в самом начале, чтобы подстраховаться) + давно начали тестировать локальные ткани (российские и белорусские);
— за два месяца подняли цены на 20% ассортимента в диапазоне от 15 до 20% (в зависимости от фурнитуры, поставщика ткани);
— стараемся снижать себестоимость за счет увеличения тиражей, чтобы для потребителя рост цен не был ощутим;
— продажи выросли во всех проектах (примерно на 50%);
— маркетинг умер, реклама умерла, мы вообще больше не покупаем рекламу и не тратимся на продвижение (у нас всегда был органический рост и история с сарафанным радио);
— сейчас новая аудитория активно приходит через постоянных клиентов (прирост больше, чем когда использовали рекламу);
— создали канал в Telegram → дает возможность выйти на маленькую (200-300 человек), но очень лояльную аудиторию.