Советы могут быть, когда хоть что-то понятно. Сейчас ничего не понятно. Сейчас мы пытаемся просто удержаться – удержать себя, свой бизнес, свои команды, сотрудников в более-менее стабильном психическом состоянии. На сегодня это единственная задача всех лидеров компаний и предприятий. Мы можем только фантазировать, что будет завтра, но по факту мы все сейчас зависим от политической повестки.
Станислава Нажмитдинова, основательница агентства по развитию бизнеса «ШТАБ»:
ПРО ИЗМЕНЕНИЯ
Первое, что коснулось абсолютно всех – это изменение курса, обвал рубля. Практически за одну ночь выросли все цены. Сейчас на московских складах поставщики ведут продажи по курсу 130 р. за евро и предлагают выкупать остатки. Естественно все это неминуемо приведет к подорожанию производства на 25-30% точно, а в рознице некоторые бренды могут повысить цены и в два раза. Когда мы это увидим? Кто-то может начать повышать цены уже сейчас, а кто-то – с приходом новых коллекций.
Не все контейнеры еще зашли – что-то стоит на границе, ткань и готовые изделия едут еще по старому курсу, но в любом случае цены точно будут пересматриваться. Думаю, международные бренды частично откажутся от российского рынка – по крайней мере, есть слухи о том, что ряд брендов негативно отреагировали на ситуацию и могут прекратить поставки.
В бизнесе мы ожидаем повторения крымского сценария: после санкций в 2014 году рынок стал сильно ориентироваться на локальное потребление и производство. В год на рынке появлялись сотни новых брендов, хотя выживали, конечно, не многие. Думаю, один из сценариев – новые возможности для внутреннего рынка.
ПРО ПЕРЕСТРОЙКУ РАБОТЫ КОМПАНИИ С ПОСТАВЩИКАМИ
Сейчас все пытаются согласовать условия, которые были до кризисной и военной ситуации – отсрочки платежей, фиксация старого курса на какие-то позиции, сохранение предоплат – некоторые, кстати, бросают предоплаты, потому что не могут договориться о другой цене. По последним данным, машины с товаром еще проходят через границу, но это занимает больше времени. Ткани, фурнитура пока доступны.
ПРО СОЦСЕТИ
С одной стороны, нельзя постить, с другой – нельзя не постить. В основном бренды воздерживаются от развлекательного контента, потому что это не очень уместно. Кто-то пишет слова поддержки. Таргет у большинства сейчас отключен. Пока не продают – замерли и ждут, что будет дальше. Кто-то выпускает контент на злобу дня – например, фотографируют свою одежду, но в таком контексте, который мы все сейчас чувствуем.
ПРО ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА
Cейчас все активно шьют на весну. Бренды, с которыми я взаимодействую, сейчас, конечно, режут бюджеты и оставляют только самое необходимое – пошив, выкуп коллекций. Новые проекты не начинаются, старые замораживаются. Выделяются дополнительные деньги на самое необходимое. Но предприниматели не готовы терять команды, самое важное – держать людей в работоспособном состоянии, чтобы они переключились с политической повестки. Конечно, каждый член команды боится за свое будущее.
Планирование бюджета сейчас идет на один-два месяца, исходя из того, что происходит. В рознице сильно упал трафик, выходные очень плохо себя показали. Падение выручки в рознице в лучшем случае – 50%, в сравнении с прошлым годом. Кстати, на онлайн-торговле это отразилось гораздо меньше.
Есть прогнозы, что когда санкции окончательно нас настигнут, будет очень мощное инвестирование в легкую промышленность и чуть ли не ее второе рождение. Некоторые эксперты считают, что все переключится на внутренний рынок.
28.02.2022