Попалась рассылка, что Российский Экспортный Центр в 2024 году организует бизнес-миссии в Индонезию, Оман, ОАЭ, Алжир, Иран и Монголию. Очевидно, что в самой логике названия (бизнес-миссия) уже заложена структура работы, неэффективная для постиндустриальных бизнесов в индустрии моды.
Старый формат – назначение бизнес-встреч тет-а-тет не может дать результат, потому что из-за выпадения ряда звеньев в «модной цепочке», большая часть игроков деформировалась под другую структуру рынка и не могут работать вместе, пока не изменят свое поведение и не научатся коллективной стратегии (=взаимно сбалансируются). Коллективная стратегия – это основа модного бизнеса. Чтобы продаваться у ритейлеров по нормальной цене, необходимо масштабирование заказа до объемов, с которыми работают производственные сети в развитых регионах.
К сожалению, аналитики рынка тоже деформированы ключевыми заказчиками. В России, например, Коммерсант с Макинзи (как, впрочем, и РКБ Исследования и FCG) рынком моды называют только ритейл, отправляя все остальные звенья производства в слепую зону и надеясь на скорое возвращение глобальных брендов и производственных цепочек, иначе в "моде" будет кризис. А на самом деле наоборот – кризис в ритейле дает шанс локальным предпринимателям.
Поэтому старый формат бизнес-миссий не будет работать на рынке моды: можно пригласить игрока «марка» или «производство» или «креатор», чтобы назначить встречи с ритейлером или другими заказчиками их продукции, но заказов не будет. Во-перых, на рынке моды нет дефицита товара, значит, просто познакомить не даст результат. Во-вторых, большинство игроков «деформированы» глобальными цепочками и не могут работать с масштабным производством даже на собственном рынке. Но при этом есть потребность покупателей в локальных ролевых моделях, которые создаются стилистами, дизайнерами и ритейлерами, являющимися частями общих цепочек создания гибридного продукта индустрии моды. Ну и есть потребность институтов развития в том, чтобы создавать локальную креативную индустрию и локальную моду, потому что это тысячи рабочих мест и образы для самоидентификации миллионов.
Что полезного можно было бы сделать за границей?
В развивающихся странах есть одна общая проблема – мода развита только как ритейл или низкомаржинальное производство, ремесленный труд не является люксом и деградирует. Не настроена цепочка «производство - марки - креативная индустрия - ритейл - платформы влияния».
Для того, чтобы цепочку настроить, нужен эффект масштаба – много маленьких игроков через систему сбора групповых заказов и общих правил (стандартов) становятся как большие. Поэтому партнеров за границей нужно приглашать не знакомиться со случайными деятелями, а разрабатывать общую программу, которая позволит настроить систему работы с марками и ремесленниками, производственные процессы, меры поддержки, методику сбора запросов ритейлеров и формирование ролевых моделей у покупателей.
На такие проекты нужно приглашать ассоциации по развитию КИ и малого бизнеса, ремесленные союзы, все ассоциации по моде, ритейлу, промыслам, съемке и всем остальным этапам производства модного продукта. И плюс по одному-двум игрокам от каждого звена.
Особенно важные звенья – крупные игроки – онлайн торговля, универмаги, люксовые и премиум магазины.
Аналогичные участники должны быть из России. Грубо говоря – крупный ритейл Дубая, Джаккарты, Москвы и другие игроки отрасли проектируют партнерские цепочки для интеграции на свои полки новых брендов и производственных сетей. Ну и предварительно надо изучить успешные стратегии, например японскую https://forum.beinopen.ru/post/1580/#Fenomen-univermagov.
В этом случае, программа становится не попыткой продать что-то иностранцам, а «винвин» стратегией для развития территорий и партнерских цепочек, поэтому ее поддержит любой здравомыслящий человек. Так можно сформировать взаимовыгодные альянсы, которые развивают локальную культуру производства и потребления моды. А мода теперь – маркер развития территории в глазах общества.
А какие страны привлекать к таким взаимодействиям? И чем российские дизайнеры и культурные коды могли бы заинтересовать другие аудитории?
Мне кажется, тут сложность как раз может быть в культурных различиях ролевых моделей. Выходя на тот или иной рынок, нужно понимать, чем можно привлечть локальную аудиторию. Российские культурные коды? Если говорить о странах Азии, то непонятно, насколько сильны будут совпадения.
@abajenov
Мне нравится твоя идея о том, чтобы выдвигаться на подобные встречи командой, которая включает в себя представителей разных направлений.
Мне видится, что здесь интереснее было бы исследовать возможность проработки Social Com + D2C для российских брендов, на территории тех стран - это вполне вероятное будущее развития Ecom в течении ближйшего года. Для такого типа нет необходиомости выстраивать логистические цепочки Россия-Страна Дистрибьюции, необходимо будет проработать локальные производства для российских брендов, которые смогут обеспечивать Social Com поставки. Также организовать встречу с теми ребятами, которые сейчас формируют этот рынок, и так далее
С развитием технологических решений, и например, орагнизацией общего офиса всех брендов, который обеспечивает кволити контроль производства, в стране присутствия, экономика бизнеса выглядит сильно многообщающей.
Встречался с коллегами из Российского экспортного центра, и понял, что уже на уровне названия есть проблемка. Креативные индустрии нужно не экспортировать – так мы выглядим как культурные захватчики. Их нужно взаимно развивать – и тогда назвать "центр развития взаимного торгового оборота, центр обмена лучшими практиками". В общем, надо винвин. Никто не хочет сейчас открывать свои рынки становиться пассивным потребителем товаров, придуманных в другой стране и произведенных в третьей.