5 декабря Авито вместе с Beinopen провели закрытый ужин в отеле «Рихтер». Основатели ресейл-проектов, локальных марок, аналитики и журналисты встретились, чтобы обсудить новости индустрии, подвести итоги года и попробовать новое меню от шефа Владимира Ревенко (Mates, Jerome, KM20).
Ожидание ужина прошло за беседой на тему «Особенности национального потребления моды: как в России складывается один из самых прогрессивных рынков ресейла». Вели разговор: руководитель категории Lifestyle сервиса Авито Никита Шашкевич, CEO resale концепт-стора SPIN4SPIN Наталья Пухарова и основатель Института развития индустрии моды Beinopen Алексей Баженов.

Мы подслушали и записали несколько секретов о том, как будет развиваться рынок моды в 2025 году. Рассказываем, как прошёл вечер, делимся цитатами и фотографиями.
Фэшн-рынок будет находиться в стагнации (но это не приговор)
За рубежом – в штатах, Китае и Европе – прогнозируется рост рынка от 0 до 4%. Глобально замедление экономики Китая привело к усилению интереса к другим азиатским рынкам: Индии, Японии и Корее. Ожидается, что эти страны станут основными точками роста в 2025 году. Российские ритейлеры также смотрят в сторону этих рынков. Внутри России основной драйвер изменений – это повышение среднего чека.

Большинство экспертов подтверждают, что в 2025 году не стоит ожидать улучшения ситуации или роста спроса, рынок продолжит стагнировать. Покупательская способность сокращается, и традиционно одна из первых категорий, от которой отказываются потребители, это одежда.
Приводим ещё несколько цифр из отчёта «The State of Fashion» консалтинговой компании McKinsey и издания The Business of Fashion:
ㅤ• 80% руководителей не ожидают улучшений в индустрии моды к 2025 году;
ㅤ• 70% руководителей модной индустрии называют низкое доверие потребителей и их нежелание тратить деньги главными проблемами;
ㅤ• 18% считают устойчивое развитие приоритетом в 2025 году (против 29% в 2024 году);
ㅤ• 39% предвидят ухудшение условий в отрасли;
ㅤ• 50% экономической прибыли в спортивной одежде генерируют новые бренды (против 20% в 2020 году);
ㅤ• на 4% вырастет российский модный рынок к 2025 году.
Впрочем, пессимистичные прогнозы – это не повод сдаваться: одни из участников ужина, основатели марки Red September, говорили о двукратном росте за счёт выхода на новые каналы продаж. По прогнозам экспертов Авито, рынок ресейла также будет продолжать расти в районе 11% за год.

Ресейл не всегда про экологию
«Я не верю в то, что в России может работать история про экотренд. Не может быть речи об экологии в концепт-сторе, где продаются чёрные кожаные куртки в больших пластиковых мешках», — призналась Наталья Пухарова. По её словам, ресейл не всегда синоним экологии, и она старается не вводить покупателя в заблуждение: «Это абсолютная профанация, я не считаю экологичность ценностью нашего проекта, хотя мне все говорят, что на это обязательно нужно делать акцент в продвижении».
По данным Авито, всего для 2% потребителей экологический фактор является значимым.
Время ориентироваться на старшее поколение
Никита Шашкевич рассказал, что 10 лет назад, когда он работал в Adidas, компания целилась в аудиторию подростков от 14 лет до 21 года. Сейчас глобальные бренды перестраиваются под так называемый «серебряный возраст» и инвестируют в аудиторию 50+. В подтверждение своих слов Никита поделился данными исследований рынка: 8 из 10 топ-менеджеров делают ставку на потребителей старшего поколения.

Управление цепочками поставок и оптимизация процессов
Последние годы в российской модной индустрии ставку делают не на креативный дизайн, а на грамотное управление процессами: марки и ритейлеры сосредотачивают внимание на гибкости цепочек поставок, сокращении избыточных запасов и минимизации дефицита.
Так, например, на Авито марки могут реализовать те вещи, которые не проходят по требованиям классического ритейлера или маркетплейса:
ㅤ• стоки — товары, которые могут годами лежать на складах. Обычно крупные бренды реализуют их через стоковые мультибренды по типу Familia с большими скидками, часто превышающими 85%. Авито предлагает возможность реализовывать такие архивные коллекции тем маркам, чьих объёмов недостаточно для крупных сетей;
ㅤ• предпродажные образцы, или сэмплы, в ходе разработки новых моделей марки выпускают некоторое количество экспериментальных изделий, которые не идут в тираж. Такие вещи тоже можно продавать через Авито — по такому принципу с платформой сотрудничает марка Monochrome;
ㅤ• товары с минимальными дефектами: российские марки следят за качеством и не выпускают в продажу вещи даже с минимальными дефектами. Однако, если на вещах есть незначительные недостатки, которые не позволяют выпустить их в розницу или собственный интернет-магазин, их можно реализовать на Авито без рисков.

AI-тренды в модном маркетинге
Глобальные тренды в маркетинге связаны с развитием технологий искусственного интеллекта и компьютерного зрения — крупные игроки делают ставку на так называемых AI-стилистов. Это технологии, которые работают с оцифровкой и анализом ваших реальных вещей и позволяют ориентироваться в бесконечном ассортименте онлайн-магазинов. Переизбыток выбора негативно влияет на вовлечённость покупателей, AI-технологии позволяют оптимизировать поиск и курацию товаров, что повысит конверсию. Так рекомендательные алгоритмы формируют луки, учитывая не только ваши предпочтения, но и существующий гардероб, помогают создавать готовые образы для покупки.
Обсуждение продолжилось уже за общим столом. По словам Алексея Баженова, формат ужина выбран неслучайно: «Когда лидеры индустрии моды, которые владеют информацией на кончиках пальцев, вместе преломляют хлеб, это создаёт определённое доверие. Люди начинают больше делиться и в будущем смогут выстраивать стратегии развития вместе, учитывая друг друга».

Текст взят с фэшн-медиа Авито.
Фото: Саша Ковальчук