«Право на секту» вместо права на логотип и кредиты на развитие под 2% вместо 40 млрд невозвратных грантов

 Публичный пост
23 сентября 2025  7

Встречались вчера с участниками Федерации креативных индустрий под председательством А.А. Аузана. Пара важных мыслей, которыми нужно поделиться.

В индустрии моды хорошая идея кредитов под залог интеллектуальной собственности не сработает. Как я уже говорил, круглый стол в Совфеде был мимо индустрии моды на 95%. Потому что собственность в моде – это право не на логотип, лекала или идею, а «право на секту», то есть на сообщество. А сообщество, то есть доверие, у стартапов появляется через 2 года после запуска. Идея такого инвестирования под логотип без оценки доверия покупателей неприменима, и участники Альянса х Beinopen ее нам заблочат.

На развитие индустрии моды значительно больше сработают механизмы финансирования партнерских цепочек (от легпрома до КИ), работающих в одной инженерной системе и обменивающихся данными. На примере Якутской новой волны мы с Корпорацией развития Якутии отработали механизм кредитования под 2% годовых и снижения рисков цепочки «инвестор – фабрка – марка – ритейлер» за счет получения предзаказов (ранняя контрактация). Если бы вместо 40 млрд невозвратных грантов в РФ завели 1 млрд кредитов под 2-5%, то рост был бы х10 к результатам деятельности всех этих бессмысленных для модной отрасли ПФКИ.

С другой стороны, радуют инвесторы, которые начинают осторожно размышлять о фэшн и понимать, что есть ключевые факторы снижения рисков:

А) стандартизация процедур и документов по бизнес-процессам;
Б) аналитика полной цепочки (легпром – ритейл – медиапродукт – индустрия влияния);
В) кредитование под сниженные проценты через ковенанты при условии создания полной цепочки, которая начинает обмениваться данными (ранняя контрактация и прогнозирование).

Для этого экспертами и участниками Альянса создается реестр документов, описывающих не только креативные навыки «как придумать красивую одежду и сильный бренд», но все социальные отношения в формате бизнес-процессов, записаных в этих документах. Это прототип цифрового двойника бизнес-отношений между профессионалами. Наличие такого реестра документов – это ключевое условие попадания образования в запросы бизнеса. Если продакт-директор работает в своей деятельности с 16 документами, то выпускник курса дополнительного профессионального образования Альянса х Beinopen и НИУ ВШЭ «Продакт менеджер в фэшн» должен главным образом научиться эти документы составлять и принимать решения на основе анализа данных в этих документах.

Данный набор документов, возможно, останется в контуре Альянса, а Альянс вырастет до 10 тыс участников, и все друг другу будут рекомендовать и видеть снижение рисков через рамочный договор. Либо набор документов станет рекомендуемым профстандартом через открываемые ФКИ cоветы при Минобре, Минтруде и проч. Качество образования в стране и в любом региональном вузе тогда вырастет в 100 раз.

Как обратил внимание А.А. Аузан, действительно важный момент всей работы Альянса х Beinopen – объединение креативной индустрии и легкой промышленности, без которого индустрия моды и индустрия легпрома обречены.

Сейчас Минпромторгом будет с вероятностью 90% принят «кривой» документ, просто потому что у коллег старорежимная онтология и департамент называется «Департамент легпрома и лесопромышленного комплекса». Мы написали несколько комментариев, но ментальное отставание всей индустриальной методологии и потеря аналитических НИИ (НИИ швейки, шерсти и проч.) требует участия «брахманов» в переговорах с Антоном Алихановым.

В противном случае в написанной стратегии будут все те же ключевые ошибки, которые были в стратегии 2015 года, выполненной на 10% – окупаемость только через госзаказ не позволяет сделать рентабельным ни одно сырьевое производство, а чтобы было по-другому, нужны ранняя контрактация и модель отрасли.

Было бы замечательно, если бы Антон Андреевич, любящий цифровизацию на уровне своих блестящих соцсетей, полюбил бы ее еще и на уровне цифрового двойника индустрии моды, стандартизации бизнес-процессов, стандартизации образовательных процессов (чтобы у студентов хотя бы был набор документов, по которым работает производство и продажи, а не только креатив). И т.д. и т.п.

Сейчас у Минпромторга легпром все так же 1%, а в СССР был 11%. Значит, связная система может быть на 50% локальной. Это 5%, то есть триллионы.

Аватар Алеша Баженов
Алеша Баженов @abajenov
ОсновательИнститут развития индустрии моды и Альянс Beinopen
📍Москва, Россия

Ведущий эксперт направления «Реинжинириг системы моды» в Институте развития креативных индустрий НИУ ВШЭ

https://t.me/abajenov
Соцсети @abajenov2

Связанные посты
Прокомментируйте первым

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только зарегистрированные участники бизнес-клуба Альянса x Beinopen.

Бизнес-клуб Альянса Beinopen – это больше 1000 участников из 20 стран. Профессиональный нетворкинг и экспертиза, база контактов.
Об Альянсе x Beinopen

Если вы хотите вступить в Альянс и готовы рассказать профессиональному сообществу о своем бизнесе или проекте, оплатите годовую подписку
Оплатить членский взнос


Войти  или  Оплатить