Какие форматы работы с локальной идентичностью существуют в современной российской моде.
1. Местные традиции, мифы и фольклор
Один из самых распространенных форматов работы с локальной идентичностью. Правда, самая распространенная ошибка – прямые цитаты национальных костюмов без адаптации к современному контексту. Однако хороших примеров проработки местных традиций, мифов и фольклора также становится с каждым годом все больше. Тенденция последних двух лет – работа на стыке традиционных и digital направлений.
Примеры:
- Abzaeva. Дизайнер переосмысляет формы и образы традиционной бурятской культуры.
- YourYool. Проект находится на стыке моды и искусства: популяризирует татарскую культуру, а в качестве источника вдохновения использует местную мифологию.
- Berega. Марка выпускает пёрлышки, созданные по традиционной русской технологии и из натуральных материалов.
- ОRNAMENTЫ. Любовь Тепцова, основательница марки, изучает орнаменты разных традиций уже более 15 лет.
- Measure. В основе марки переосмысление дагестанского национального костюма.
- о5о. Совмещая элементы традиционной якутской культуры с современными, о5о визуализирует возможность дальнейшего развития традиционной культуры.
2. Культурное наследие
Здесь имеется в виду поиск идентичности в литературе, музыке и искусстве. Эффективнее и интереснее, когда марка знакомит через одежду с локальной культурой, а не привязывает свою локальность к деятелю культуры. Также, принцип историй «от частного к общему» хорошо воспринимается на примере личной истории семьи.
Примеры:
- SŒURS. Нижегородская марка, в ДНК которой зашиты воспоминания из детства — принты скатертей, одеяла, пледы и ковры, кадры из фильмов.
- fy:r. Вдохновением для одной из коллекций макрки стали картины Зинаиды Серебряковой, посвященные русской бане.
- M_U_R. Марка также черпает вдохновения из детских воспоминаний, а в качестве материалов часто использует советские ткани.
- WOS. Референсами для юбилейной коллекций WOS были как башкирские национальные костюмы, так и наряды местных эстрадных артистов.
- И снова Your Yool. Одна из коллекций марки посвящена казнским художникам-авангардистам. На свитере — рисунок по мотивам работы Фаика Тагирова.
- Inshade. Одним из источников вдохновения для этой коллекции послужил полиптих «Времена года» Михаила Ларионова.
3. Природный ландшафт, флора и фауна
География местности обычно транслируется в эстетике марки и видна в съемках коллекций. Не так много брендов используют природные особенности в дизайне одежды. Есть немного марок, у которых достойно получилось вписать локальную географию, флору или фауну в ДНК бренда. Ориентир в этом направлении – марка fy:r.
Примеры:
- Miditi. Несмотря на то, что марка выпускает базовые вещи, во многом они рифмуются с калининградской природой
- Mankova. Один из источников вдохновения для марки Mankova — природа уральского региона. Например, одна из съемок проходила в Нижнесинячихинском музее-заповеднике.
- Present Simple. Владивостокская марка украшений использует в одной из коллекций морское стекло, найденное в бухте Стеклянной.
- Circle of Unity. Сейчас марка приостановила свою работу, но когда-то выпустила коллекцию с птицами Северо-Западного региона, побывав перед этим в экспедиции в двух заповедниках, где помогала орнитологам.
4. Архитектура
Удачные примеры – в основном, у тех марок, основатели которых по образованию архитекторы. Они нетривиально могут перенести формы и геометрию в одежду и украшения. Обычно источником вдохновения для дизайнеров служит конструктивизм.
Примеры:
- J.Kim. При создании осенне-зимней коллекции 2021 Женя Ким вдохновлялась архитектурой Ташкента, в котором она выросла.
- alvaar. В основе ДНК марки украшений - авангардные формы и функциональные решения в архитектуре. Одна из коллекций вдохновлена Софийским собором в Новгороде.
- Trust Me Studio. Основатель марки ищет вдохновение в том числе и в современной архитектуре. В первой коллекции на вещах он отобразил план Ховринской больницы, которую снесли, так и не достроив.
5. Язык
Еще одна тенденция последних лет – называть марку на языке или диалекте своего региона, своей народности. Кажется, что это самый лучший способ быстро обозначить свою принадлежность и познакомить покупателей с культурой региона.
Примеры:
- Khaydak. Название края на кайтагском диалекте даргинского языка.
- Kichka. Так называли головной убор незамужней женщины.
- Muus. В переводе с якутского "лёд".
6. Специфика города – промышленность, образ жизни и занятия людей
Самый сложный, как кажется, способ работы с локальной идентичностью – увидеть и отрефлексировать уникальность уклада жизни региона. Чаще всего такие референсы рифмуются с функциональностью и назначением одежды.
Примеры:
- 1377. Марка из Волгограда в одной из первых коллекций использовала в качестве референсов одежду местных моряков - рокены, букса, матросские брюки и рубашки.
- Urals. Екатеринбургская марка вдохновляется городом, местными людьми и событиями. Это мерч для локальной баскетбольной команды.
- Jvcr (Омск). Паблик, где молодые фотографы выкладывают свои снимки города, в какой-то момент обзавелся мерчем, ставшим главным сувениром из Омска.
Текст: Екатерина Ассылова