Дизайнер Надежда Докторова назвала свой бренд Eikirie, что с юкагирского языка переводится как «перейти реку». Юкагиры – это малочисленный народ Севера, протонародность, которая жила там еще до появления якутов.
«Перейти реку» – юкагирское устойчивое выражение, часть фольклора. Вот как его объясняет Надежда:
«Юкагиры были кочующим народом. Это было связано с их основным занятием – оленеводством. Животных держали помногу, они быстро съедали пастбище, приходилось постоянно перегонять стада на новые места. На Севере много рек и часто смена пастбищ вынуждала юкагиров их пересекать. Северные реки не широкие, но очень коварные – с сильным течением. Это достаточно опасный путь, часть оленей могут не доплыть. Поэтому перейти реку – это очень ответственный шаг. Это как перейти на новый этап жизни»
Для бренда Eikierie память юкагиров – основополагающий культурный код. Он выходит из личной истории Надежды. Её отец родом из села Андрюшино, где проживали юкагиры. Надежда вспоминает, что каждое лето в детстве, когда всех отправляли на юг, она проводила каникулы на берегу Северного Ледовитого океана. Там она и впитывала культуру юкагиров.
«Когда-то юкагиров было много. У них даже есть такое поверье, что звезды на небе – это костры их предков. Сейчас их осталось всего 1000-1600 человек. Знающих язык осталось около 200, и это в основном пожилые люди. Мне хочется рассказать эту историю, она мне более близка, чем якутская. Про якутскую культуру много рассказывают, а культура северных народов не так широко представлена. Я хочу популяризировать эту историю через образы моды»
Если говорить о дизайне, то изначально Надежда вдохновлялась традиционным якутским платьем Халладай. По словам дизайнера, эта форма имеет большое влияние русского костюма – до XVIII века у якутов и коренных северных народов практически не было распространено одежды из тканных материалов – всё шилось из меха и кожи животных и рыб. Эти древние формы так называемой промысловой одежды, связанные с рыболовством, оленеводством и собирательством, сегодня логичнее всего переосмыслить в аутдор-эстетике. Собственно, Надежда в данный момент и переходит реку с берега традиционной женственности на берег промыслового аутдора.
«Меня всегда интересовала тема аутдора и то, как можно переосмыслить через нее одежду северных народов. Каждый элемент этой одежды функционален, может сработать в нужный момент и даже спасти жизнь. Я считаю, что источники современной спортивной и аутдор-одежды находятся именно у северных народов, индейцев, эскимосов»
В якутской традиционной эстетике много орнамента. Он витиеват и близок к среднеазиатским формам. Собственно, корни якутов – тюркские. У юкагиров и других северных коренных народов орнаменталистика простая и геометрическая. Eikierie в работе с декором больше стремится к северному минимализму, хотя также использует традиционные якутские элементы. Например, лировидный орнамент, обозначающий плодородие. Таким образом, якутское и юкагирское в эстетике и мифологии Eikierie идут вместе, взаимодополняют друг друга и соединяются с понятными миру формами моды.
«Я рассматриваю традиционный костюм через призму универсальности человеческой натуры. Я хочу сделать так, чтобы привычное для нас было понятно для других.
Я не делю людей по национальностям. У каждого человека есть голова, руки, ноги, туловище. То есть мы по сути едины. И мне хочется не разделять, мне хочется объединять».
Помимо кодов, связанных с этнографией, Eikierie подпитывается символической силой северной флоры и фауны. К примеру, Надежда использует декоративные элементы и пуговицы из материала с применением крошки кости мамонта.
«Я познакомилась с ребятами, которые делают современный композитный материал из остатков деятельности косторезов. После работы с мамонтовой костью у них остается такая крошка, которую больше нельзя использовать, и ее выбрасывают. Ребята решили, что это кощунственно, создали материал на ее основе и запатентовали его».
Цвета северной природы также влияют на колористику Eikierie. И, по заверению Надежды, Север – это не про скупость цвета.
«Я часто сталкиваюсь с тем, что люди ассоциируют Север исключительно со снегом, с белым безмолвием. Мой Север – это не белый цвет. Для меня природа Севера многоцветна. Это морошка, это ягель, это зеленый мох. Это северное сияние. А такой цвет, какой есть у северного неба, вы никогда нигде не увидите»