С чего начинается устройство модного бизнеса? С того, что можно назвать его «центром управления»: союза креативного директора и CEO. Первый ответственен за создание концепции марки, коллекции, медиа-продукта, а второй – за управление бизнес-процессами, их аналитику.
Так, от «центра управления» брендом идет интенция к созданию и доставке до аудитории двух типов продукта:
- материального;
- нематериального.
Эта интенция заключается в процессы, которые ведутся между «центром управления» и партнерами – привлекаемыми к работе бренда специалистами в той или иной отрасли модной индустрии.
Эти процессы отражаются в документах. Они дают «центру управления» возможность правильно поставить задачу партнерам – например, на съемку или на производство – и возможность контролировать сроки, прогнозировать финансовую ситуацию.
Какие документы нужны в каждом процессе? Цель нашего исследования: выявить их, собрать в одну концепцию и связать с ролями партнеров, участвующих в работе модного бренда на всех этапах.
Примечание:
В тексте названы документы и дается их нумерация – для того, чтобы позже подойти к задаче создания реестра документов. Изучить постановку задачи.
Креативный директор и партнеры по созданию нематериального (медиа-) продукта
Главный документ креативного директора (КД) на старте процесса – бренд-платформа.
Креативный директор (функции) собирает визуал, лукбук, кампейн, видео, курирует сообщение бренда, т.е. текст, визуал, ролевую модель и дизайн носителей. Он направляет создание общего образа, целостной картинки во всех каналах коммуникации. С какими ролями он выстраивает процессы для создания медиа-продукта:
КД – стилист/продюсер. Он участвует в создании ролевой модели, транслируемой брендом.
КД (сам в роли стилиста/продюсера) – фотограф. Он создает визуальную презентацию коллекции/бренда – через такие медиумы, как лукбук, кампейн, съемка каталога.
КД – графический дизайнер. Он участвует в создании визуального оформления цифровых и физических материалов о бренде – оформление сайта, соцсетей, писем, рекламы.
КД – автор текстов (создание вербальных формул бренда – пресс-релизы и информационные каналы бренда). Автор текстов участвует в формировании сообщений, несущих ключевую информацию о бренде и его продуктах, а также самого языка бренда в информационном поле – соцсетях, рассылках.
Схема «КД + стилист + фотограф»
Все начинается с бренд-платформы (1), затем – с брифа (2), который заказчик составляет для продюсера съемки. Бриф представляет собой небольшую анкету, в которой указывается вид съемки (лукбук/кампейн) цель съемки (показать коллекцию и т.д.), задачи съемки (какие эмоции вызвать, какое настроение представить), стилистику, референсы, назначение (в каких медиумах будет использоваться)
После КД и продюсер встречаются, обговаривают проект. По итогу переговоров заказчик составляет техзадание (3). Это подробно описанная история – цвета, настроение, количество кадров.
Параллельно с этим подписывается договор (4). Договор (куда закладываются условия выплат, сроки проекта и сдачи, тз). Приложением к договору идет документ об авторских правах (5) (отчуждение или частичная передача). В нем прописываются условия использования контента для обеих сторон (они могут быть разные).
После продюсер на основе брифа и тз делает мудборд (6)
Во время сборки/после согласования мудборда продюсер собирает команду (фотограф, визажист, прически, сет-дизайнер, локейшн-менеджер), каждый из которых создают свои мудборды, отталкиваясь от главного (по мейку от визажиста, по позам и свету от фотографа, по декору от сет-дизайнера, по локации от локейшн-менеджера). На этом же этапе выбираются модели. Заключаются договоры с моделями/агентствами (7). заключаются договоры с командой (8).
Далее совместно с заказчиком и исполнителем делается таймлайн со сроками и расписанием съемки (9).
После съемки заказчику сдается папка с фото без ретуши (10). Заказчик выбирает кадры (кол-во кадров прописано в договоре). Выбранные кадры проходят ретушь. Сдача выбранных фото с ретушью (11)
NB. Возможно, нужен единый документ для всех документов.
Схема «КД – графический дизайнер»
Главный документ креативного директора (КД) на старте процесса – бренд-платформа (1).
Опираясь на них, КД составляет и отправляет графическому дизайнеру бриф (12), техническое задание (13) и мудборд (14) будущей айдентики.
На основе ТЗ и мудборда графический дизайнер собирает референсы (15), примеры графики и визуальности вообще, которая может стать примером для разработки айдентики.
КД выбирает подходящие примеры, дает обратную связь (16), создавая финальную основу будущей айдентики, и, если стороны все устраивает, заключает с дизайнером договор (17).
Затем граф.дизайнер присылает готовую айдентику:
– сборку графических элементов (18), часто – в Figma;
– папку c исходниками (19);
– примеры использования дизайна на различных носителях (20);
– примеры шрифтов (21);
– логотипы (22);
– файлы в векторном формате (23);
– гайдбук (24).
Схема «КД – автор текстов»
Бренд транслирует себя не только через визуал, но и через текст – описание бренда, коллекций, отдельных вещей на сайте, в интернет-магазине, в соцсетях, рассылках, профайлах. Эти тексты могут быть как от третьего, так и от первого лица – креативного директора.
Для КД, как и для автора текстов, который собирает сообщение бренда средствами языка, важна бренд-платформа (1). Она позволяет выдержать нужную тональность и поддержать позиционирование.
Вместе с ней автор получает от креативного директора техническое задание (25), в котором формулируются форматы, подсвечиваются детали сторителлинга бренда/коллекции.
Работа может вестись и через интервью – например, при создании компани-профайла бренда для работы с контрагентами. Или для размещения в каналах коммуникации. В таком случае автор формирует список вопросов.
Далее подписывается договор (26), куда закладываются условия выплат, сроки проекта и сдачи, ТЗ, отчуждение авторских прав.
Затем автор текстов разрабатывает готовые тексты (27). Возможны правки КД с последующей доработкой текстов.
Пример профайла бренда, созданного через интервью: https://alliance.beinopen.ru/project/1771/
мб фотограф и видеограф это как одна роль?