По мнению нашей редакции, постмодернистское мышление, основанное на бесконечном цитировании, отсылках, коллажировании культурного опыта прошлых эпох обесценило само понятие аутентичности, уникальности. Сейчас мир требует кардинальной смены культурных парадигм, ироничную недосказанность отменяет новая искренность, наслаждение повторением одних и тех же смыслов и форм уступает желанию обнулиться, переродиться или потерять память и, таким образом, пробить культурный тупик постмодерна и вернуться к возможности аутентичного существования. Но как в эпоху глобального интернета, когда у каждой копии есть копия, создавать уникальное и защищать его подлинность? Поговорим с художником, писателем и арт-критиком Павлом Пепперштейном о том, какие инструменты для этого нужны культуре.
Паблик-ток прошел в рамках Форума новой модной индустрии Beinopen 2022
В одежде, моде мы видим некоторую остановку истории. Если мы увидим изображение человека в костюме 17 или 18 века, мы без сомнения определим время. Но уже в 20 веке начинается процесс неких возвратов, и идентификация человека во времени, в котором он живет – по одежде, усложняется и, в какой-то степени, исчезает.
Мы уже сейчас живем во времени, когда нет смены поступательной парадигмы, все будет присутствовать одновременно и одежда будет представлять собой некий сборник цитат. Что же касается новизны, то она проступит, как нечто неизбежное, в области, например, материалов, в той границе, где смыкаются одежда и технологии
Высшее достижение человеческого духа – прийти к смирению, к согласию с неоставлением следов, к отвержению истории. Если говорить о том, что искусство должно делать что-нибудь хорошее, оно, в идеале должно стать смиренным, само по себе, и попытаться научить людей быть смиренными в отношении животных, предков, умерших и тех, кто еще не родился, и тех людей, существ, животных, богов, демонов, которых никогда не было и не будет.
