Работаю с учебником по MBSE (Model-Based System Engineering, Модельно-ориентированный системный инжиниринг) – методике управления сложными системами, требующими создания подробных моделей с учетом процессов и требований.
Задержался на инжиниринге требований, потому что для индустрии моды с ее множеством ролей сбор и балансировка требований – ключевой процесс.
Для быстроты я предложил проводить инжиниринг требований через сбор документов (DocKA). Сейчас собрано 50 документов, к концу года будет 200. Это даст слепок индустрии моды в довольно высоком разрешении.
Набор документов создается из практик бизнесов. Например, продакт-директор бренда Yuliawave Влада Крылова регулярно использует в работе с командой 16 документов. Список этих документов ушел как требование для выпускников модуля Дополнительного профессионального образования НИУ ВШЭ – в результате эксперты перевыполнили план, и к сентябрю мы собираем реестр из 75 документов для продакт-менеджеров.
По трем ключевым блокам (свод знаний, набор документов, система модулей Альянса) навигатором выступает четвертая сущность – бизнес-клуб.
Общий контекст: ожидаем 10 тыс банкротств в российской моде в 2026-м, увеличивается изоляция, падение соцсетей, рост маркетплейсов и контрафакта.
Внутренний контекст в Институте Beinopen: идет трансформация ивент-отдела в отдел спецпроектов бизнес-клуба.
Спецпроект «Якутская новая волна» развивается в двух направлениях:
- акселератор портфеля брендов + менторинг;
- бизнес-клуб + дополнительное профессиональное образование.
Цель за 5 лет – создать 33 бренда оборотом 6 млрд и 1000 работников для этих брендов. Марки размера S / M (3-20 млн в год) перевести в L (200 млн) за 5 лет. Вырастить команды брендов от 2-5 человек до 30. Для этого нужна карта перехода.
Рекомендации
Елена Тищенко, доцент кафедры экономики инноваций МГУ, предлагает мыслить не жесткими ролями людей, а компетенциями. Не жесткая оргструктура 5->30, а мягкая альянсная (5->1000). Ядро компаний в этом случае может остат ься небольшим, остальное – композитная структура Альянса. Бизнес-клуб Альянса дает бизнесам необходимое им развитие: находит выбитые компетенции и подсортирует экспертизу в команду.
Разберем фреймворк.
В современной непредсказуемой ситуации действие совершается наугад, что не дает снизить риски. При этом традиционный бизнес-клуб как свод правил и лучших практик работает только в простой ситуации, которая сейчас невозможна. В ситуации неопределенности новая функция бизнес-клуба Альянса – через наблюдение за поисковыми решениями бизнесов выводить закономерности и паттерны. И таким образом выводить группу бизнесов Альянса в более доступную для планирования осложненную ситуацию, в которой, интегрируя экспертов из разных отраслей, накладывая опыт, можно за счет многих проб снижать неопределённость ситуации и выводить «хорошие практики».
В такие моменты очень важно развивать в себе и сотрудниках навык – резильентность (психологическая устойчивость, умение осознавать, выражать и контролировать эмоции, эмпатия, развитый эмоциональный интеллект). Это неврожденный навык, его нужно развивать. Базовое образование дает понимание системы и места в системе, а дальше новые компетенции могут быстро прививаться в зависимости от ситуации.
Где можно подсмотреть?
Главная функция бизнес-клуба Альянса – Fashion Tinder. Клуб, который делает вам сборку эффективной команды или эффективных цепочек. Вторую модель можно подсмотреть у Github: чем чаще код скачивают, тем более экспертен автор кода. В нашем случае это просмотры, плюсы/награды статей, в будущем – число скачиваний документов.
Бизнес-клуб (и как спецпроект в Якутске, и как широкая система) проактивно анализирует и сообщает владельцам марок: вот вам график интеграции компетенций (например, «через год вам понадобится финансовый директор»).
Функция бизнес-клуба – сертификация в роли / сертификация компетенций – марок, ритейлеров, стилистов, продактов и др. И настраивание партнерств между компаниями за счет «композитной структуры» из сертифицированных экспертов. Может быть, правильный образ – подсортировка команд.
Для турбулентной среды нужен доступ к библиотеке инструментов (и компетенций). Действие совершает ролевая позиция с набором компетенций. Клуб доращивает до ролевых позиций. Плюс рекомендует.
Функция клуба – сборка ролевых позиций и для экспертов (набор доков и методик), и для марок (не хватает этой грани, вот модель компетенций).
Приходите в клуб, и мы найдем вам выбитую позицию (ту, которой не хватает для роста). И дадим нужную сертифицированную ролевую позицию/компетенцию.
Каким набором компетенций обладают ваши сотрудники? Не хватает вот этого, подключите. Композитная структура – это система, а не облако самозанятых.
В итоге у марки – совокупный набор компетенций.
Рынок труда будущего – композитный рынок труда (например, юрист на месяц).
В связи с этим, предлагается скорректировать программу бизнес-клуба/ДПО в Якутии. А для этого нужно провести семинар.
Цель – развить компании из S (2-3 человека) в L (30 человек):
- Семинар с 5 экспертами: приходим со структурами для S, M и L, декомпозируем структуру L в набор компетенций.
- Анкета для заполнения/кастдев Алины и Артема, заканчивается формулировкой потребностей в компетенциях (не в работниках), которые формулируются как ТЗ для бизнес-клуба и ДПО.
О Cinefin и работе в условиях неопределенности (действуй - оцени - реагируй) услышала впервые у Анатолия Ясинского. Рекомендую его классы на liveclasses.ru всем людям из КИ. По сути, в условиях хаоса важно "слушать свою интуицию" (хотя у А.Я. объясняется все несколько сложнее - через Шармера и его теорию U, и путь героя и... там еще много чего)