Сегодня легкая промышленность России находится не в лучшей форме, об этом свидетельствует ее незначительный вклад (0.2% на 2019 год) в ВВП страны. Недавние ограничения санкционного характера только усугубили положение и в то же время расчистили пространство для локальных игроков. Перспективы отыграть в свою пользу доли ушедших брендов заманчивы, но наше текущее наследие, которое преследует нас десятилетиями – это разрозненные производственно-сбытовые цепочки, слепая вера, что модные тренды – это участь европейского рынка, а эффективнее Китая и Турции никто шить не сможет.
Изначально партнерские кооперационные стратегии – Альянсы, задумывались для отдельного сегмента строительного сектора, который занимается специальными сооружениями, но по мере развития самой идеи стало ясно, что этот метод одинаково хорош как для зрелого рынка, где присутствуют большие игроки, так и для отрасли, где консолидация в силу незначительного объема самого рынка или доминирования импорта еще не случилась. Наша команда партнерства «Альфа Риим», развивая теперь уже оформившуюся стратегию под задачи Beinopen, пришла к выводу, что Альянс, позволяющий объединить интеллектуальный, технологический, технический (средства производства) и экономический потенциалы отрасли, мотивируя эту консолидацию взаимной выгодой, является лучшим решением для возрождения легкой промышленности, а Beinopen идеально подходит на роль лидера, способного продвигать теорию в плоскость практической реализации.
Логика Альянса
Родители часто говорят своим детям «учитесь на чужих ошибках», но редко кто действительно следует этому совету. Природа человека заставляет нас каждый раз изобретать свой собственный «велосипед» и может этой упертости мы должны быть благодарны за развитие цивилизации, но в корпоративном мире это приводит к наличию транзакционных издержек, которые от отрасли к отрасли могут достигать 50%. Это на 50% выше себестоимость, на 50% ниже производительность и, в конечном итоге, на 50% меньше прибыли. Причем этим грешат как развитые так и развивающиеся экономики, отрасли и корпорации.
Альянс логикой своего существования нацелен именно на борьбу с транзакционными издержками, на эталонную эффективность в дизайне, производстве и продаже, на импортозамещение только в том объеме, который соответствует ресурсным ограничениям территории.
В доцифровую эпоху Альяс был бы невозможен, точнее сказать, не смог бы показать той скорости и эффективности, которую дает цифра. Представим гипотетическую ситуацию: мы решили объединить сегмент легкой промышленности занятый в производстве ковров. Пригласили всех дизайнеров, технологов, производителей и продавцов, предоставили им цифровые инструменты, которые пронизывают всю глубину кооперационной цепочки, предоставляя каждому ее участнику данные в формате годном для принятия операционных решений. Представим также, что мы провели техаудит всех производственных предприятий и поняли какие средства производства доступны Альянсу, каковы их пределы и общая производительность. Альянс в одночасье получил все атрибуты крупного бизнеса, при этом собственность и свобода предпринимательства осталась в тех же руках распределенных акционеров, сотен мелких ателье и десятков крупных производств.
Как объединить такой потенциал?
Мы уже согласились выше, что в корпоративном мире главное не изобретать «велосипед». Так же как и в строительном секторе для Альянса в легкой промышленности подходят существующие технологии и практики:
Первое: нормализованные данные.
Если грубо, фунты переведенные в килограммы, то есть данные понятные конкретному пользователю, расположенные в определенной иерархии (онтологии), согласно их признакам, и совместимые друг с другом. Для этого берем известную технологию Digital Twins (цифровые двойники), добавляем к ней доступ к внешним источникам технической и экономической информации о ресурсе, материале, компоненте, продукте и получаем универсальный язык всей кооперационной цепочки.
Второе: способ доставки.
Здесь берем BIM-модели и выкидываем все, кроме логики, что это протокол связи, который показывает данные в процессе, в динамике. Теперь на любом этапе производственного процесса мы знаем все про компоненты и видим, как в динамике самого производственного процесса каждый из них влияет на эффективность производства.
Третье: фиксация актуального на данный час эталона.
Здесь берем только идею от договорной стратегии известной как FAC-1 и расширяем ее не только до отражения найденных оптимальных решений в договорах, но и в регламентах, технологических картах, стандартах.
Все, из инструментов больше ничего не нужно. Теперь небходимо создать правила, которые смогут превратиться в отраслевые ценности, которые разделяют большинство, если не все игроки отрасли. Те правила, которые не забирают у богатого и распределяют среди бедных, а возвышают умного и эффективного и позволяют ему делится своими практиками, капитализируя их через реализацию коллективного потенциала, масштаб до Альянса доступный только транснациональным корпорациям.
Правило № 1:
Альянс – это юридическое лицо, имеющее организационно-правовую форму ПАО с распространением в равных долях акций среди членов Альянса (акционеров). Члены Альянса защищены от размытия доли, иных форм агрессивного поглощения и от консолидации доли не равной любой другой доле акционера Альянса. Размытие доли возможно, только при приеме нового члена Альянса, а ее консолидация при исключении члена из Альянса.
Правило № 2
Руководство Альянса формируется из действующих или бывших сотрудников членов Альянса, основываясь на репутации и компетенциях отдельных специалистов. По завершении трудовой деятельности в руководстве Альянса, сотрудники переходят на работу в отраслевую Ассоциацию для продвижения интересов в государственных структурах. Цель данного правила обеспечить преемственность в выборе стратегии развития Альянса и легкой промышленности в целом, снижая возможности для волюнтаристских решений в периоды кризиса в отрасли или при изменении политической конъюнктуры.
Правило № 3
Любая новая практика, оптимизированный процесс, новый материал, компонент, узел, технология (далее – решение) регистрируется в качестве интеллектуальной собственности автора (специалист, группа или член альянса – компания) и гарантирует вознаграждение автору в случае применения данного решения любым из членов Альянса при производстве продукции или предоставлении услуг. Дополнительное вознаграждение сохраняется на весь период использования решения в операционной деятельности любым из членов Альянса, стимулируя непрерывность инновационного процесса для достижения коллективного конкурентного преимущества и мотив – экономическую выгоду для более развитых членов Альянса распространять свой успешный опыт.
Правило № 4
В случае участия Альянса в тендере или при распределении заказов среди членов Альянса выбор исполнителей осуществляется в два этапа: первый этап предполагает неконкурентный отбор по наличию компетенций (совокупность наличия технологий, знаний и навыков у персонала, наличия технических средств и опыта реализации схожих работ), второй этап отбора происходит исходя из оценки стоимости и сроков исполнения. Важным аспектом первого этапа отбора может быть оценка транспортно-логистической доступности от места производства до места поставки товара или предоставления услуг. Логикой в этом случае будет гарантия, что члены Альянса привлекаются для участия в тендере или при распределении заказов исходя из абсолютно объективных факторов и исключают возможность для доминирования отдельных членов Альянса.
Есть и другие правила, которые в большей степени гарантируют исполнение этих четырех незыблемых правил. У Альянса нет любимчиков, сила Альянса заключается в совокупной силе всех его членов и для него одинаково ценным является и мелкое ателье и фабрика по производству ковров, причина тому, доступ, если хотите, к новой форме киберфизического искусственного интеллекта, когда ни одна хорошая идея или плохое решение не проходит даром и проецируется в практику или доступный потенциал.
Возвращаясь к «коверной проблематике», теперь сидит где-то в горном селе Дагестана мастер по производству ковров, которому повезло придумать удачный орнамент. Этот орнамент благодаря силе Альянса стал доступен на маркетплейсе широкому потребителю. Раньше эта маленькая мастерская достигла бы своего лимита через неделю круглосуточной работы превратившись в кошмар логистики и производственного процесса. Теперь в Альянсе новый орнамент стал интеллектуальной собственностью мастера. Процесс производства, начиная с компонентов и заканчивая всеми возможными и доступными средствами производства, которые могут быть задействованы в производстве ковров с этим орнаментом, известен, и любой объем продукции можно поставить на рынок. Теперь Альянс видит все достоинства и недостатки менеджмента, наличие у него инструментов. Альянс финансирует лучших на обновление основных средств, а отстающим показывает причины и предоставляет проверенные решения.
Каждый из членов Альянса понимает, что если он вбросит в Альянс свою интеллектуальную собственность, которая принесет эффективность или увеличит продажи и сократит издержки, он будет получать деньги с каждой единицы проданной продукции. Как только этот процесс будет усовершенствован, изменен до неузнаваемости или, окажется, что худи не нужен капюшон, то новый человек, поменявший технологию, будет зарабатывать – возникает элемент конкуренции.
Сообщество, собранное в Альянс, постоянно конкурирует внутри себя, чтобы быть лучше и заработать дополнительные деньги, капитализируя себя лично и дополнительно через масштаб Альянса. Даже если вы ничего не изобретаете, но владеете производством, оно встраивается в цепочку и выполняет постоянные заказы для Альянса. Объемы распределяются между мелкими производствами. Заказ будет точно выполнен, потому что есть технологии, которые пронизывают всю цепочку и уходят в финансовые институты. У Альянса возникает экономическая власть. Фактически он не подходит под антимонопольное законодательство, потому что внутренняя конкуренция идет, сговор отсутствует, но тем не менее такая сетевая структура планомерно захватывает рынок.
Как заинтересовать инвесторов в лице государства и банков?
Альянс, будет выступать соинвестором таких проектов и включать несуществующие звенья в кооперационные цепочки, которые нуждаются в больших инвестициях.
Например, фабрика по производству нити – это инвестиции от 70 млн долларов и выше. Подобную сумму не может потянуть разрозненная отрасль, но может Альянс. Для этого ему не нужен собственный могучий капитал. Альянсу достаточно обладать полной информации о всей кооперационной цепочке и властью управления спросом и предложением.
Авторы: Тищенко Елена Борисовна, советник декана Экономического Факультета МГУ; Славянцев Максим Викторович, управляющий партнер Партнерства «Альфа Риим», Баженов Алексей
идеолог и руководитель Beinopen
Новая экономическая политика
Максим, а почему это должно быть именно ПАО, и можно ли обойтись без него? Например, просто работать на основе договоров?
Максим, вы пишите, что именно у индустрии моды самые лучшие условия для запуска альянса, почему именно у этого рынка?
Сейчас такое время, что надо все делать сегодня и завтра. Максим, а каким на ваш взгляд должен быть первый шаг? Встретиться обсудить условия взаимной работы? Провести первую успешную коллективную сделку?
А это альянс?
Рекламка из журнала Легкая промышленность, 1940 г.