Оффлайн-магазин: Планировка торгового зала

 Публичный пост
27 апреля 2022  214

Область знаний: Продажи (KA5)
Модуль Альянса: Модели процессов (А1.1.1) @ Цифровая платформа (А1.1) + Менторы и компетенции по подписке (А1.5.4) +
Формат: свод знаний
Для стадии бизнеса: < 20М, 20М
Эксперты: редакиця


Планировка оффлайн магазина - важная часть визуальной составляющей вашего бренда, а также инструмент повышения рентабельности площадки. Распределение зон в магазине формирует маршрут, по которому проходит покупатель. От удобства, логики и пропорций отделов зависит не только оборот, но и общее впечатление клиентов о бренде.

Магазин SHU, Санкт-Петербург. Дизайн: Adept Work Studios
Магазин SHU, Санкт-Петербург. Дизайн: Adept Work Studios

Проектирование торгового зала магазина лучше доверить профессионалам - дизайнеру интерьера и мерчандайзеру. Если вы делаете это сами или проверяете работу наемных работников, обратите внимание на следующие пункты:

  1. Еще на моменте подбора площади под магазин сделайте выбор в пользу более квадратных помещений, а не уходящих вглубь. Именно входная зона обеспечивает более 50% продаж, и чем дальше уходит покупатель, тем ниже вероятность покупок. Расположение на модной пешеходной улице, большие витрины и/или отдельный вход с улицы прибавят шансов на успех.

Дмитрий Неткач, создатель методологии исследований розничных пространств:
Люди делят пространство на дальний, общий, средний и крупный планы. Когда человек проходит мимо магазина и видит витрины и входную группу издалека, это является для него дальним планом. Заходя в магазин, посетитель видит общий план, и самая большая проблема на данном этапе ‒ это ориентирование. Зона, где покупатель нашел нужный товар или группу товаров, называется средним планом. Взяв вещь в руки и начав изучать ее характеристики, мы сталкивается с крупным планом. Тогда же должно состояться принятие решения о покупке.

  1. Определите функциональные зоны: фасад, входную группу и торговый зал с примерочными и кассами.

Марина Казакова, основатель проекта M&W:
Оформление фасада (витрина, стекло, вывеска) зависит от контекста и окружения – того, что расположено вокруг. Нужно учитывать особенности улицы, на которой расположен магазин. Если речь идет о ТЦ, важно понимать, какие магазины находятся по соседству.
Основная задача входной группы, расположенной сразу за входом в магазин, – вовлечь вошедшего посетителя. В этой зоне всегда располагаются главные вещи, соответствующие сезону, тенденциям или текущим акциям. Новые поставки обычно также отправляются именно сюда. Важно понимать: если фасад – лицо магазина и его имидж, то входная группа – коммерческая составляющая, обеспечивающая продажи.
Торговый зал делится на мужскую и женскую секции, пространства с обувью и аксессуарами. Размеры и расположение этих торговых зон зависят непосредственно от цифр продаж. Работайте с вашим аналитиком – процентное соотношение продаж даст понимание, какая из секций должна быть больше по размеру и ближе к входу.
В целом организация пространства зависит от ценового сегмента. Зонирование в люксе очень отличается от масс-маркета: например, на одну примерочную в премиальном сегменте приходится пять в массовом. В масс-маркете много касс, чтобы магазин мог справиться с потоком покупателей.

  1. Есть несколько типов планировок для торговых залов, и выбор зависит от комплекса факторов. При линейной планировке проходы и торговое оборудование размещаются параллельными линиями, перпендикулярно кассам, как в крупных супермаркетах. Боксовая планировка делит помещение на изолированные отделы. При распределении «петлей» по периметру торгового зала ставят высокие стеллажи, а в центре - остров или невысокие рейлы. Ярким примером выставочной планировки являются тематические секции Икеи, а сами секции находятся в свободной планировке, хоть и подчинены желаемому направлению движения. Смешанная планировка может включать элементы нескольких типов, каждый из которых имеет свои преимущества, но цель всегда одна: провести клиента по всему маршруту и показать ему максимум товаров. Маршрут должен быть глубоким, а время посещения достаточно длительным: именно эти показатели до 40% увеличивают вероятность покупки в месте продажи.

Магазин Haight, Бразилия. Архитекторы:  AIA Estúdio, Raphael Tepedino
Магазин Haight, Бразилия. Архитекторы: AIA Estúdio, Raphael Tepedino

  1. Расстояние между линиями оборудования в идеале должно составлять 120см - в таком проходе могут разойтись два человека. Не создавайте тупиковых зон, из которых нет сквозного прохода в следующее помещение или зону.
  2. Своевременно обновляйте интерьер и торговое оборудование.

Марина Казакова, основатель проекта M&W:
Основная ошибка при выборе торгового оборудования – использовать готовые решения, которые сейчас есть на рынке. В абсолютном большинстве случаев торговые стеллажи изготавливаются из непривлекательного ламинированного ДСП, а рейлы – из алюминия. Такая мебель портит общую картину, «убивает» внешний вид товара и отпугивает потенциальных покупателей. Существуют фабрики, которые при грамотном подборе материалов позволяют произвести торговое оборудование даже при сравнительно малом бюджете.

  1. Поставьте кассы так, чтобы кассир или консультанты магазина могли охватить взглядом весь торговый зал. Организуйте короткие пути от кассы до примерочных и складского помещения. Магазин должен быть удобен и для сотрудника, особенно, если он всего один в торговом зале.
  2. Подумайте над освещением. Технический свет не должен бить в глаза, а должен обеспечить комфортное пребывание. Равномерный рассеянный свет нейтрального спектра покажет вашу продукцию с лучшей стороны. Избегайте светильников слишком теплых или холодных температур, потому что они могут исказить цвета. Акцентируйте внимание точечным светом, а ниши, полки и рейлы можно снабдить светодиодной подсветкой.
  3. Создайте особую атмосферу с помощью музыки, запахов, декоративных светильников, предметов интерьера или чего-то еще, что хорошо сочетается с концепцией бренда.

Скорость движения россиян в торговых центрах на 30% выше, чем у западных потребителей. Если европейцы воспринимают поход по магазинам как отдых, то в России покупатели передвигаются со скоростью марша ‒ 120 шагов в минуту. Так что подумайте, чем ваш магазин будет отличаться от тысяч других, как «замедлить» покупателя. Вдохновляйтесь торговыми залами успешных марок.

Магазин Avgvst, Москва. Дизайн: Crosby Studios
Магазин Avgvst, Москва. Дизайн: Crosby Studios


Аватар algorithm
algorithm @algorithm
Строю доверенное взаимодействиеИнститут Beinopen
📍Санкт-Петербург, Россия
Связанные посты
Прокомментируйте первым

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только зарегистрированные участники бизнес-клуба Альянса x Beinopen.

Бизнес-клуб Альянса Beinopen – это больше 1000 участников из 20 стран. Профессиональный нетворкинг и экспертиза, база контактов.
Об Альянсе x Beinopen

Если вы хотите вступить в Альянс и готовы рассказать профессиональному сообществу о своем бизнесе или проекте, оплатите годовую подписку
Оплатить оргвзнос


Войти  или  Оплатить