С 2022 года Институт Beinopen строит из сообщества Альянс.
📡 На что мы опираемся
C 2020 года Институт Beinopen системно изучает индустрию моды в России. Мы сделали исследование для инфраструктурного кластера в Иваново, исследование для технопарка Калибр, исследование «какие ткани нужны отрасли» для Вологодского текстильного комбината. Мы написали для НТИ Дорожную карту рынка гибридной индустрии моды WearNet 2035, а также несколько дорожных карт для регионов. Мы продолжаем проводить акселерационные программы для развития предпринимательства совместно с коммерческими партнерами и «Моим бизнесом» в регионах РФ.
Впервые об идее Альянса мы заявили в начале 2022 года и развили концепцию на Стратсессии ПМЭФа «Стратегия развития индустрии моды и легкой промышленности».
В рамках Форума Beinopen 5 ноября 2022 мы провели проектные сессии, на которых обсудили коллективные партнерские стратегии и сразу запустили первый модуль - хакатон для марок и мультибрендов.
При проектировании групповых стратегий мы опираемся на анализ развития экономики в сфере моды в других странах, изучая основные принципы сборки полной цепочки создания постиндустриального продукта. Так в 2023 мы исследовали групповые стратегии в Японии, Бельгии и Италии и выделили общие модели развития индустрии моды для того, чтобы применять их на практике.
Результаты работы в рамках долгосрочной цели создания цифрового двойника отрасли:
Ключевая проблема – ведущие аналитики (РБК, Коммерсант, Эрнст&Янг) путают рынок моды с рынком ритейла, а ФОИВы работают только с легпромом, не видя всю цепочку создания продукта.
Важным результатом работы в 2023 году стало достижение консенсуса с основными игроками в онтологическом описании рынка и цепочки создания продукта
А) с реальными игроками (см. список участников Форума Beinopen 2023 в 5 городах) и
Б) с интеллектуальными центрами (Экономфак МГУ, Институт развития креативных индустрий НИУ ВШЭ, Школа Дизайна НИУ ВШЭ, отдел Креативных индустрий АСИ и др.).
Экспертами Института разработана и подтверждена в ряде исследований, проектных сессий и опросов экспертов опорная модель, позволяющая настраивать сквозную пост-индустриальную кооперацию для большинства участников рынка.
- Сегодня Альянс x Beinopen - это сообщество экспертов, партнеров и агентств, объединенное единой методологией и реальным опытом реализации десятков инфраструктурных и бизнес-проектов в 30 регионах РФ.
🎆 Групповые стратегии в рамках Альянса х Beinopen: запущенные модули
Главная гипотеза – создание архитектуры группового взаимодействия через Model Based System Engineering для большой группы предпринимателей в малом бизнесе позволяет снизить транзакционные издержки в цепочке до 30% (исследование Дэвида Мози, работы Елены Тищенко, ф-т Экономики МГУ).
Альянс собирается через модули, выделяемые по ключевым звеньям цепочки создания продукта, в которых игроки испытывают максимальные проблемы и которые могут дать быстрый рост. Модули тестируются, закрепляются договорами в типовые и массовые, трансформируются или закрываются.
В 2022 году мы спроектировали с экспертами пять модулей, в 2023 запустили три из них.
💰 1. Модуль «производственная сеть» (успешно работает, масштабируется)
Участники: фабрики-партнеры аутсорсингового агентства Daphne Sourcing (Турция) и российские марки.
Запуск: апрель 2023
Итоги: модуль показал спрос на турецкие производства у российских брендов. Общий объем сделок ~ товар на полке объемом 240 млн рублей.
🚧 2. Модуль «продажи марок премиальным ритейлерам» (подтверждена гипотеза, модуль трансформируется)
Проекты и участники: хакатон как взаимокалибровка с Creativest (Париж) и их байерами, шоурум и агентские продажи c Via del Buyer, марки-участники шоурума, ритейлеры
Запуск: ноябрь 2022
Итоги: товар на полке объемом на 15,6 млн рублей.
Модуль показал готовность рителейров к работе с российскими марками. Однако поскольку многие марки производят небольшими партиями и не дают конкурентные цены, недостаточно известны в регионах и не создают трафик – у них низкий селаут (процент проданных вещей до скидок) – поэтому мультибренды делают закупки очень осторожно и тиражировать модуль, созданный по общепринятому международному стандарту закупок с предоплатой, слишком рисковано. Направление трансформации шоурума в 2024 году – "акселератор по сборке цепочек и выводу марок на полки при поддержке инвесторов, заинтересованных в развитии экосистемы брендов" (то есть к цепочке мы добавляем инвестора).
В ходе работы была выявлена другая актуальная проблема ритейлеров – нераспроданные стоки – под которую был собран новый третий модуль.
💰 3. Модуль «продажа стоков на Авито Премиум» (успешно работает, масштабируется)
Участники: Авито, российские премиальные мультибренды и концепт-сторы.
Запуск: июнь 2023
Итоги: 20 000 загруженных на платформу товаров, получивших бейдж "Оригинал" через процедуру проверки ритейлеров и работу в доверенной среде
⏬⏬⏬⏬⏬⏬⏬⏬
🌿 Планы на 2024/2025
- Ключевая задача на 2024 год – прямая связка модуля продаж (2 и 3) с модулем производства (1) на базе акселерационных программ и конкурсов (НИУ ВШЭ, Корпорация развития Якутии и др.) и валидация гипотезы факультета экономики МГУ о снижении транзакционных издержек.
Один из проектов - сборка цепочки в ювелирной отрасли Подробнее про развитие ювелирного направления в Якутии
- Специальный проект с НИУ ВШЭ по созданию отраслевых стандартов, типовых договоров и регламента, усиливающих связность системы.
- Проектирование Модного кластера Альянса
Актуальная концепция "Модного кластера" – каким мы видим стратегический инфраструктурный объект в Москве – была представлена на Форуме Beinopen 2 декабря 2023.
О новых запускающихся в 24 году проектах буду сообщать.
Друзья, выдающиеся результаты!
Планы также воодушевляют.
Считаю очень важным внедрение роли "инвестора" в цепочку Модуля 2 - европейская и западная модели доказывают что премиальный модный бизнес (не только его производственная часть) может развиваться успешно через венчурный путь. В этом контексте выглядит особенно важным Модуль стандартизации (из плановых), так как взаимоотношения дизайнер-инвестор и продажа долей в таком бизнесе требуют специальной разработки стандартов таких отношений, в чем российский рынок мне видится в зачатке.
Лично мне не хватает в планах модулей о внедрении технологий, новых направлений в е-коммерции. Вероятно, сейчас, перед индустрией стоят более насущные проблемы, но исследовать эту область также необходимо, чтобы создавать ландшафт и эоксистему, в которую бренды смогут легко заходить, решив первостепенные задачи.
Напишу подробнее, как мы планируем корректировать модуль оптового шоурума/агентства.
В 2023 году как часть большого процесса сборки Альянса мы совместно с парижским агентством Creativest провели конкурсный отбор и взаимную балансировку ритейлеров и марок – и после этого провели 2 оптовых шоурума для российских премиальных ритейлеров совместно с Via del Buyer.
Главный результат шоурума – что ритейлеры готовы работать с марками, но выкупать их будут в очень небольших объемах, потому что марки недостаточно известны.
Для решения вопроса мы через методологию коллективных стратегий на основе продвигаемой факультетом экономики МГУ методологии MBSE нашли способ, как собрать цепочку «ритейлер – марка – производство» без условий выкупа коллекции с полной предоплатой. Вместо этого мы увидели возможность привлечения фондов поддержки, инвесторов и банков и взяли из строительной отрасли механику снижения рисков – в Model Based System Engineering это называется ранняя контрактация. Наша цель – чтобы ритейлер мог заказать любой объем продукции у марок на основе своего опыта (данных), а марки могли заказать на производстве достаточный объем, чтобы получить хорошее соотношение «цена/качество», при этом такое планирование позволяет сократить остатки и повысить селаут. В Европе для такой цепочки традиционно используется механизм предоплаты (все риски на ритейлере, который знает покупателя и предоплачивает марке, а марка размещает «групповой заказ» на производстве, попадая в его минимумы). В нашем случае мы собираем цепочку «ритейлер – марка – производство» не заставляя ритейлера выкупать, а предлагая механику ранней контрактации. Это возможно при работе в единой среде и по единым правилам (общие договора): банк или инвестор снижает риски при кредитовании производства продукции для марки за счет того, что финансируется производство товара ровно в том объеме, в котором заказывает ритейлер. Залогом для инвестора становится «ликвидный товар», а ранняя контрактация (участие байера в отборе макетов, постановке техзадания, таргет по цене и материалу) позволяет сделать товар ликвидным.