Беседа с Еленой Тищенко (к.э.н., доцентом Экономического факультета МГУ, Кафедра экономики инноваций) – научным консультантом нашей инновации, ставшей еще более прорывной с этого года.
Елена с коллегами поддержала наши наработки, помогает с методологией и знакомит нас с существующими мировыми практиками моделирования бизнес-экосистем. Одной из таких разрозненных бизнес-экосистем является отрасль, которая на 2-м витке промышленных революций звалась легпромом, а на третьем – индустрией моды. Мы очень много говорили с Еленой в последние месяцы, а в этой заметке постарались собрать все вместе в одну систему:
1. О стратегии реформ и создании новой модели потребления
2. О сборе кооперационных цепочек нового рынка, упрощении продукта и создании типовых модулей кооперации
3. О технологиях доверия без блокчейн
4. И о том, в какие сроки и как организовать работу
Ну и поскольку мы говорили на довольно абстрактном языке, то приглашаю к обсуждению более конкретных вопросов в комментариях.
1. О стратегии реформ и создании новой модели потребления
В стрессовой ситуации и бизнесы, и потребители готовы к быстрому поиску и адаптации новых моделей поведения, к принятию правил, позволяющих выжить группе. В такие моменты люди четко видят, что кооперация выгоднее, чем конкуренция. Создание новых типовых моделей кооперации и новой системы ценностей потребителя – будет способствовать локализации рынка (2,6 трлн. руб.).
Крушение глобальных брендов, доминировавших на российском рынке – как землятресение. На него накладывается цифровой и технологический сдвиги, потребность в новой циркулярной экологичной и экономной экономике. Наложение волн, как серия цунами, рвет связи в социуме, включая бизнес-связи. Доля ушедших брендов – 13,5%, это самые маржинальные бизнесы уходящей пост-индустриальной эпохи. На этом опустошенном и модернизирующемся рынке остаются потребители с начавшей складываться новой культурой использования одежды. Появляются предпосылки для смены модели поведения – перехода от спонтанного потребления к разумному пользованию. Возникает среда для роста компаний нового технологического и экологического уклада.
Нормаль-одежда и взлом шаблона потребления
Мировые бренды "отменили" своих лояльных покупателей из России. Мы как покупатели знали и доверяли 200 доминирующим глобальным брендам – и мы не знали про десятки тысяч существующих российских, африканских и китайских. Международное сообщество активистов уже давно ждет перехода к новому типу потребления – от "моды" с ее перепроизводством и доминированием глобальных брендов, к "инклюзивному творчеству" тысяч небольших локальных марок и бизнесов, вовлеченных в совместную работу. Теперь Россия "лидирует" в этом аспекте, потому что главные глобалисты ушли.
Новые принципы потребления широко поддерживаются активистами новой индустрии во всем мире, и все больше определяют поведение образованного покупателя. Мы начинаем хотеть экологичное, повторно используемое, перерабатываемое, локальное. Во всем мире создается новый масс-маркет (на прозрачной цепочке производства, со справедливой оплатой, из перерабатываемых тканей) и новый люкс (ручной труд, с интеграцией локальных кодов, с яркой креативной историей и включенностью покупателя в кастомизацию и ковеаринг).
Примером того, как потребительское поведение людей может осознанно меняться, служит случай с туристической отраслью в ОЭА. Как известно, обмен персональными данными между компаниями запрещен: телеком знает, где вы ходите, банк знает, где вы платите. А если наложить одни данные на другие – то мы будем знать, где ходит и что покупает наша целевая аудитория.
В ОАЭ (когда и кем?) был проведен эксперимент: людям предложили во время прилета пройти добровольную регистрацию, рассказать о себе и отдать данные. За это алгоритм подсказывал оптимальные траектории прогулок в зависимости от предпочтений. У людей в таких поездках мало времени на поиски интересного, поэтому они были готовы поделиться данными, чтобы сэкономить время. В результате "удачных совпадений" на туристические шопинг-маршруты были добавлены новые улицы, больше малых бизнесов нашли своих покупателей, туристы получили нужный им опыт и товар.
Вывод: потребительское поведение может быть перестроено, если новые ценности соответствуют ожиданиям и потребностям людей. Люди могут кооперироваться и принимать новые ценности, отдавать свои данные для создания коллективной стратегии, собирать новый тип потребления и изменять бизнес-среду.
2. Об упрощении продукта и создании типовых модулей кооперации
Пересборка цепочек
Постиндустриальная цепочка производства модного продукта
включает сырье, ткани, производство одежды (и др.), маркетинг, создание образа потребителя (артдирекшн), съемки и стрителлинг, работу с соцсетями и вовлечение покупателей, ритейл и многое другое. Деньги потребителей в цепочку создания "пост-индустриального продукта" входят в момент продажи ритейлером. Сейчас из России ушли почти все бренды-ритейлеры, которые были мировыми лидерами 3-его промышленного уклада – пост-индустриального. Поэтому в цепочку перестали входить деньги. Главная цель сегодня – оперативно восстановить связи, предложив типовые упрощенные модули кооперации для быстрой пересборки экосистемы из десятков тысяч компаний и самозанятых.
Тогда 4 млрд. евро премиума и люкса и 2,6 трлн. руб. всего потребительского рынка моды (одежда, аксы, обувь, парфюм) – через потребителей войдут в новые партнерства "ритейл-креаторы-фабрики" и на волне кризиса будут быстрый рост новых кооперационных цепочек.
Принцип сборки цепочек – не доминирование, а фрактальная кооперация
Создавать новую систему нужно не на доминировании 200 брендов (доминирование всегда неустойчиво – вас отменили и все ломается). Система должна быть сразу устойчива, чтобы невозможно было ее воспроизвести. Система должна быть создана из кусочков по правилам. Самая устойчивая конструкция – фрактал, самоподобие, дерево. Бесконечное разнообразие существует на устойчивости базовых компонентов. Так и новая экосистема – это не госплан, а api по присоединению. Только так удастся взломать рынок. Но поскольку рынок в 146 млн. человек мал, нужно смотреть не на 1 млрд., а на 6 млрд.
История упрощений
Рим пал под варварами. В период кризиса более простые системы эффективнее. За счет сложности создается хрупкость. Например, мы видим это сейчас, когда успешные бизнесы брендов прекращают работу (=добровольно отрывают себе одну из конечностей).
Во время 1 мировой Шанель сделала одела женщин в простые брюки из простых тканей. И женщины были довольны этой "униформой", сами отказавшись от предыдущих более изысканных луков.
Новая экосистема: стандарты, конструктор
Нам нужно построить новую экосистему. Сообщество должно будет договориться об этих стандартах и новых кооперационных цепочках. Мы хотим быть разными, мы хотим производить в своих регионах. Мы хотим обмениваться творчеством. Нужно создавать реконфигурируемый гибко конструктор – потому что это будет дешевле, быстрее и эффективнее всего. Экосистема, в которой локальные сообщества являются хранителями базовой концепции, способна переживать стрессовые ситуации. Система видит, что кооперация выгоднее, и умеет быстро адаптироваться под ситуации.
Иллюстрация из полуфабрикатов
Одной из иллюстраций такой индустрии может быть идея "полуфабрикатов в одежде" – создания модифицированных конструкций одежды, которые дизайнеры, а иногда и каждый потребитель, собирает как полуфабрикат-конструктор сам. И уже сейчас таким полуфабрикатом являются базы готовых лекал и других взаимных упрощений, принимаемых для быстрой адаптации бизнеса к условиям рынка.
Инвестору
Глядя глазами инвестора на эти кооперационные цепочки, нужно видеть доказательные модели, подтверждающие спрос, снижение риска и гарантированный сбыт.
Вместо иерархии – грибница
От цепочки с головным бенефцициаром (Balenciaga) мы переходим к модульной кооперации, в которой есть стандарты присоединения, отказ от уникальных решений в пользу более простых, которые подходят для большего типа бизнес-решений (например, упрощение коллекций).
Взаимные договоренности:
- Совместно управлять производством элементной базы
- Заранее договориться о правилах (раннее уведомление, договоры о ранней контрактации)
- А потом всем разворачиваться в этих коридорах
- Стандартизация, иногда адаптация под местного производителя
Например, если ткань – то только рециклинг, повторное использование.
Или коллективный отказ от неэкологичности. Я забочусь о природе, я понижаю свою индивидуальность – в этом и проявляется моя индивидуальность. Дизайнер и предприниматель работает в узких возможностях, когда количество элементов в библиотеке ограничено и они упрощены. Но и потребителю тоже хорошо, попадание в ожидания цена-качество позволит перейти к другому принципу потребления.
Типовые цепочки кооперации
Для оптимальных решений нужно давать не списки контрагентов цепочки (у которых не было опыта совместной работы, поэтому каждые переговоры увеличивают транзакционные издержки), а много разных модулей сборки уже готовых кооперационных цепочек цепочек
Бизнесмен работает с ограниченным списком партнеров в своей цепочке кооперации (записной книжке партнеров). Если он оперирует в своей деятельности нашими кубиками (договоренностями, метаязыком), то сможет получить не список контрагентов, а готовые партнерские цепочки. Сообщество шерит свои практики, практики добавляются в библиотеку. Мы совместно гармонизируем практики в бизнес-среде. Работаем с лидерами мнений, исследуя, как откликаются им новые координаты.
Типовые присоединения
В библиотеке описаны типовые модели присоединения. Предприниматель видит элементы и групповые связки. Можно действовать по скриптам, можно индивидуально. Но видна выгода кооперации, потому что выключение любого элемента выключит всю цепочку. Система становится взаимоустойчивой.
Обратите внимание, что уже сейчас все шьют из того, какие ткани произвели (цикл, включая производство тканей, занимает 2 года, дизайнер не индивидуален). 200 брендов-глобалистов это определяют. Уникальное очень дорого даже сейчас.
Типовые сборки для территорий
Для региональных бизнес-экосистем тоже нужно создавать типовые сборки региональных модулей кооперации. Такие модули нужно совместно прорабатывать в регионах (как, например, в Хакасии), и делиться лучшими практиками.
Для северных территорий и небольших городов – это могут быть ателье, инфраструктурные центры, мелкооптовые производства, локальные бренды и ритейл, 3D студии и IT стартапы, локальные ивенты, популяризирующие новый тип потребления.
Для миллионников – помимо вышеперечисленного еще автоматизированная фабрика, получающая управляемый сообществом заказ.
Важно, чтобы при этом создавались локальные рабочие места – максимально локализованный отшив, вовлечение в профессию. Это будет так же работать как сарафанное радио – люди будут рады принять своих.
Типовые сборки для территорий – дешевле, чем индивидуальные разработки, поэтому все и запускают кластеры, уводя в более плоские модели. Проектируя развитие территории мы даем корридоры, каждый бизнесмен не пишет с нуля бизнес-план, а работает с опорными бизнес-моделями, накапливая опыт сообщества. Тут подключится и Algorithm для оптимизации стратегий.
Библиотека готовых кооперационных стратегий
Предприниматели приходят в стрессе за наиболее готовыми кооперационными стратегиями. И расширять и класть в библиотеку оптимальные скрипты кооперации. Для создания конкурентоспособной системы нужно оставлять самые простые модели. Из процессов делать модули и пересобирать их быстро. И управлять типизацией элементов, правилами присоединения.
Нужно научить предпринимателей думать цепочкой кооперации – и не бояться того, что идет постоянная пересборка элементов. Каждый месяц новая сборка, быстрое прототипирование – это круто.
Международное развитие. Метавселенная 1 млрд. vs Экология 6 млрд.
Метавселенная требует очень много энергоресурсов – реальный мир не справляется, кризис нехватки электроэнергии может быть преодолен только через 15 лет. Но самый ценный ресурс – это живое общение. У 6 млрл нет доступа к метавселенной, это для них слишком дорого – поэтому надо эту концепцию обрушить, создав другую историю и философию – не фешн, не гибридная индустрия моды – это дорого и слишком индивидуально – а более природоориентированая одежда и технологии моделирования экосистем для ее производства – с вовлечением, к примеру, ручного труда африканских швей и индийских портных. Мы же не должны все стать мешками перед экранами метавлесенной – ведь вручную созданная одежда – это самое ценное. Давайте подумаем в этом направлении.
3. О технологиях доверия – кооперативная стратегия
Когда говорят про технологии доверия, мы думаей про блокчейн. Но есть и другие технологии. Если доверие более выгодно, чем обман, не нужен блокчейн. Зачем мне делать то, что не купят. Кооперация выгоднее чем конкуренция – зачем создавать дорогой уникальный модуль, если изначально все модули общие. Сейчас спрос превышает предложение. Соглашаясь на унификацию, я получу сразу все сегменты.
Рамочный договор об альянсе FAC-1
Крупные инфраструктурные стройки используют процессную модель – Business Information Model – проектируя работу во времени, в деталях: сначала архитектура кооперации, потом сертификация, потом конкуренция в узле кооперации. Рамочное соглашение дает правила присоединения, самоограничение – чтобы снизить транзакционные издержки в узлах кооперации, которые в совокупности достигают 50% от итоговой цены.
Примером такой уже адаптированной под Россию стратегии является сотрудническая договорная модель FAC-1. Она представляет собой рамочный договор об управлении строительством, т.е. организационный договор, не порождающий собственно обязательств по поставке, выполнению строительно-монтажных и прочих работ. Последние обязательства возникают из так называемых проектных договоров, т.е. договоров поставки, строительного подряда и проч., которые заключаются в порядке, определенном FAC-1. Рамочный договор об Альянсе объединяет основных участников процесса строительства – заказчика, подрядчиков, поставщиков, управляющего альянса, деятельность которых организует и координирует УК альянса.
Именно на основании условий FAC-1 осуществляется отбор участников альянса, многие из которых впоследствии станут сторонами проектных договоров на стороне исполнителя. При этом деятельность альянса направлена на быстрое выявление и незамедлительное устранение общими усилиями любых
проблем, негативно влияющих на ход и результат строительства.
Еще одна характеристика FAC-1 – гибкость предложенных решений, большинство из которых могут быть дополнены или изменены исходя из специфики юрисдикции применения или особенностей проекта. При этом FAC-1 практически не затрагивает проектных договоров – они могут получить свое развернутое регулирование с помощью других типовых форм – FIDIС, NEC или др.
Лекция Щербакова Н.Б. "Рамочный договор об Альянсе FAC-1 (Framework Alliance Contract)"
О кризисе в стройке и групповых стратегиях как новом витке при работе со сложностью
https://nacec.ru/upload/iblock/ddb/ddbdf820ef970755d16e3e44192846a8.pdf
4. В какие сроки и как организовать работу
Для пересборки рынка есть 3 года:
2022 – острая фаза, уйдут с рынка
2023 – год будут думать
2024 – начнут искать способы возврата на рынок
К этому моменту профессионалы, имеющие опыт работы с международными брендами, могут быть включены в локальные производственные цепочки.
Как организовать работу
- Сайт для сообщечтва на основе опенсорсного движка в формате как сейчас
- Смысловая разметка, типизация, сбор в профили, разделение на модули – сборка библиотеки (любая, какую примет сообщество)
- Сбор практик по этой разметке
- Самоопределение – к какой кооперационной цепочке себя относить. Привяжите карточку к роли в экосистеме.
- Создание доверенной среды и экспертного совета для экономии на судебных процессах.
- Наслаивание новых процессов и данных в единых стандартах.
- Сборка и тестирование первых модулей.
- Управление рисками и привлечение инвестиций для масштабирования успешных практик.
Иными словами, начнем с саморазметки, коллективных стратегий, потом доверенный алгоритм и платформа нового типа – децентрализованная, как доверенный интернет.
Здравствуйте! Защитив 1,5 месяца назад кандидатскую диссертацию по модульному формообразованию (правда, в дизайне одежды), я понимаю всю гениальность Вашего плана. Но, тем не менее, необходимо обладать достаточной гибкостью для принятия новых форм кооперации внутри системы. В моём научном исследовании методы модульного формообразования экономиста Джозефа Пайна (B. Joseph Pine) были экстраполированы в область дизайна костюма. Поначалу, некоторые представители научного сообщества были обескуражены таким «нахальством», но потом мне удалось доказать, что это хоть и смелая, но работающая модель. Возможно, моя диссертация, если посмотреть на неё под углом создания рассматриваемой вами экосистемы, тоже может дать какие-то новые схемы взаимодействия.
Идея классная, но утопичная на больших массах людей. Если ограничить альянс меньшим количеством участников, то система имеет шанс стать управляемой.
А вот когда получится сформировать единство цементирующих систему членов, можно будет систему расширять.
В спортивном ориентировании, когда бежишь по сложной местности, мозг способен воспринимать ограниченное количество объектов. Соответственно мы убирали лишнюю информацию. Оставляли реперные точки и двигались по ним.
Скорее всего надо этот опыт переложить на вашу модель - добавить опорные системы или институты, или членов ассоциации, которые будут работать как маяки или триангуляционные вышки.