Взаимосвязь ассортиментной матрицы и маркетинга

 Публичный пост
2 июня 2025  51
Подтверждаю экспертность

Область знаний: Индустрия влияния (KA3) > Маркетинг (KA3.1)
Модуль Альянса: Модели процессов (А1.1.1) @ Цифровая платформа (А1.1) + Менторы и компетенции по подписке (А1.5.4)
Формат: свод знаний
Для стадии бизнеса: < 20М, 20М
Эксперт: Ирина Кузеванова


4p в маркетинге - одна из базовых концепций, которая предполагает учет продукта (product), цены (price), каналов сбыта (place), и продвижения (promotion) для построения маркетинговой стратегии. Первые 3p также важны для построения ассортиметной матрицы, а сама она влияет на последний p - продвижение, поэтому планирование ассортимента и маркетинг связаны неразрывно.

В зависимости от выбранного ценового сегмента будут отличается и сам продукт (вид, глубина и ширина ассортимента), и ценообразование, и каналы сбыла, а соответственно и ассортиментная матрица.

Разделение по сегментам часто имеет умозрительный характер. Конечно, масс-маркет и люкс не спутать, но в среднем сегменте могут быть пограничные ситуации.
Условно к низкому сегменту можно отнести тех, кто продается только на маркетплейсах, но им правила игры задает площадка, поэтому могут быть скидки (но это всегда больно и часто уже в минус), а значит нужна жесткая работа с себестоимостью и постоянными затратами. Также туда можно отнести Shein и Temu, которые отчитались о падении продаж на 23% и 17% соответственно после введения пошлин в США, что показывает, что в низком ценовом сегменте конкуренция в основном по цене.
Средний сегмент на текущий момент в России имеет самый низкий порог входа (хотя он и существенно выше, чем 10 лет назад) - многие дизайнерские бренды попадают именно в этот сегмент: относительно высокая себестоимость, маленькие партии, небольшая ассортиментная матрица не дают возможности поставить низкую цену. Многие бренды масс-маркета также балансируют на уровне сегмента средний- и иногда пытаются занять нишу ушедшего Massimo Dutti в более высоком сегменте (например, IDOL).
Премиум и люкс в России работает практически в формате ателье с небольшой глубиной заказа. Состоялся ли переход 12 storeez в премиум сегмент вопрос дискутабельный. Нужно больше собранных данных, но по тому что можно было увидеть по новогодним капсулам, бренд не выбивается по цене из среднего сегмента (например, у них можно было найти платье в пол за 16000 руб.).

Связанные посты
7 комментариев

Ирина, приветствую.
Скажите, как отличается работа у марок соеднего сегмента по их обьему оборота (=уровню развития)?
В марке 20 млн в год работает один продакт или основатель.
В марке 200 млн в год небольшая команда или отдельный профи продакт.

Но они пользуются одним и тем же документом для анализа ассортиментной матрицы?

https://alliance.beinopen.ru/docs/2046/#4-Proizvodstvo-DocKA4

Или у брендов на такой ранней стадии вообще нет ресурсов на такую сложную таблицу и анализ они ведут на глаз? Но кажется, это тупиковый случай: ассортимент надо анализировать по такой же схеме?

  Развернуть 1 комментарий

@abajenov, хорошо, если бренды с самого начала и при любом размере ведут аналитику.
Разница в этапах разработки и количестве подготавливаемых документов никак не отличается ни при обороте в 20 млн. руб., ни при 200 млн. руб. Отличаться будет объем данных внутри документов.
Для совсем больших брендов (десятки магазинов нескольких форматов) матрица может считаться не от планируемой выручки, а от площади магазина и нормы выручки на 1 кв. м.

  Развернуть 1 комментарий

@irina, А сам документ по анализу ассортиментной матрицы и производственному календарю, который мы предлагаем как шаблон, вы верифицируете?

https://alliance.beinopen.ru/post/2110/#4-2-Proizvodstvennyi-kal

Мы его собрали на базе бизнес практики Марии Титовой, бренд Miditi. Она нам его передала со своего рабочего дока.

Насколько эти документы применимы и для сегмента 20М (5-50 млн руб в год) и для сегмента 200М (50-500 млн в год)

  Развернуть 1 комментарий

@abajenov, да, вполне.
Какой-то общей и обязательной таблицы не существует. Каждый делает, как удобно. Главное - запланировать в рублях, штуках и сроках выхода в продажу весь ассортимент. По опыту было удобнее разнести ассортиментную матрицу (т.е. какие SKU в какие сроки и в каком количестве должны появиться в продаже) и план поставок и производства (какие ткани и фурнитура нужны на каждое изделие, кто поставщик, сроки поставки, название производства и сроки производства), но это по желанию.
Для понимания делать можно вообще как угодно. При переходе на новый вид матрицы мы, например, наклеивали стикеры для большей наглядности. По вертикали - месяцы выхода, по горизонтали - товарные группы, на пересечении - название SKU и количество в шт. и руб. После это, конечно, перенеслось всё в Excel. За сезон привыкли и больше стикеры не клеили.

  Развернуть 1 комментарий

@irina, супер, кажется, это новая методология по работе с таблицами.

А результирующую таблицу (которая возникла после стикеров) вы могли бы анонимизировать данные и как лучшую практику сделать шаблоном и вариантом стандарта Альянса?

Зачем всем работать с разными форматами таблиц? Если лидеры поделятся своими стандартами, то весь рынок выиграет. И экспертам будет удобнее анализировать информацию, работая с несколькими брендами.

  Развернуть 1 комментарий

@abajenov, https://docs.google.com/spreadsheets/d/1hfYlyCWs0QlzLnypj3UQwqQ0G6Gu09iS3yS9BYaqeiw/edit?usp=sharing - вот тут примерно собрала 3 таблицы.
1 лист - ассортиментная матрица. Самый первый этап, когда нет еще ничего, кроме собранной аналитики по рынку и предыдущему своему сезону (если планирование влезает в 6 месяцев; если не влезает, то берется последний доступный сезон, а далее матрица корректируется в процессе в зависимости от поступающих данных). Нужна для понимания выручки за сезон и необходимой суммы на закуп материалов и отшив. По итогам каждого последующего этапа корректируется. По-хорошему, после согласования ассортиментной матрицы должен быть еще маркетинговый календарь с промо-мероприятиями и рассылками, т.к. в глубину заказа должны быть еще заложены рассылки по блогерам (цифра может доходить до 10% от партии), но не каждое изделие походит для этого (нет смысла рассылать белые футболки, кроме случаев, когда бренд производит только белые футболки).
2 лист - календарь работ по каждому SKU с разбивкой до фурнитуры. Он же может быть планом производства и поставок.
3 лист - итоговое ценообразование и распределение по размерной сетке перед отправкой на производство. Курсы валют крайне нестабильны, поэтому от планирования до поступления в продажу всё может поменяться. Также на этом этапе еще раз проверяется наценка и попадание в рынок по цене.

По большому счету мы должны прийти к PLM-системам, где всё этапы, включая дизайн, привязаны друг к другу. Например, https://omnidata.ru/ предоставляют такой сервис. Но т.к. это вопрос не внешней коммуникации, а внутренней, то унификация таких документов и систем довольно проблематична.

  Развернуть 1 комментарий

@irina, Спасибо, очень ценно!
Мы обозначим этот стандарт как вашу лучшую практику.

Мы как раз ставим задачу сквозной унификации документов и систем друг в друга. Это можно назвать межотраслевыми и меж платформенными стандартами. А можно «распределенным между платформами цифровым двойником отрасли». Приглашаю двигаться вместе)

  Развернуть 1 комментарий

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только зарегистрированные участники бизнес-клуба Альянса x Beinopen.

Бизнес-клуб Альянса Beinopen – это больше 1000 участников из 20 стран. Профессиональный нетворкинг и экспертиза, база контактов.
Об Альянсе x Beinopen

Если вы хотите вступить в Альянс и готовы рассказать профессиональному сообществу о своем бизнесе или проекте, оплатите годовую подписку
Оплатить оргвзнос


Войти  или  Оплатить