Область знаний: Управление маркой (KA1 ) > Операционка и бизнес (КА1.1)
Формат: гайд
Модуль Альянса: Модели процессов (А1.1.1) @ Цифровая платформа (А1.1) + юридическая обвязка Альянса (А1.1.2.1)
Для стадии бизнеса: < 20М, 20М
Эксперты: Анастасия Дорофеева
Регистрация предпринимательской деятельности
Первым делом бренду нужно зарегистрировать ведение предпринимательской деятельности – открыть ИП или ООО. До этого момента вести предпринимательскую деятельность нельзя, иначе будет налоговая и административная ответственность.
При выборе организационно-правовой формы предпринимательства обратите внимание на то, что ИП отвечает по всем своим долгам всем своим личным имуществом. Поэтому, если ваш бизнес предполагает большие риски, лучше зарегистрировать юридическое лицо.
У юридических лиц (ООО) есть еще одно преимущество: по общей системе налогообложения они могут возместить НДС, который был уплачен на таможне, если бренд собирается ввозить свои товары из-за границы (с производства на аутсорсе или со стоков). Индивидуальный предприниматель этой возможности лишен, а значит себестоимость ввозимых брендом вещей возрастает на 18%.
Зарегистрировать ИП можно за 3 дня, не выходя из дома. Многие интернет-банки предлагают такие услуги.
Зарегистрировать юрлицо можно тоже через интернет - на сайте ФНС, займёт неделю. Если устав под вас индивидуально пишет юрист, то это более длительная процедура. А есть типовые уставы, подготовленные ФНС: у них на сайте есть опросник, который вы заполняете, и по результатам вам рекомендуют тот или иной тип устава, который подойдет для конкретно вашей деятельности. Его не надо составлять и дополнительно регистрировать – государство уже сделало это за вас.
Как зарегистрировать бренд, когда есть два основателя?
В данном случае нужна регистрация общества с ограниченной ответственностью, потому что ООО может создаваться несколькими лицами, и подобные вопросы прописываются в уставе: у кого какая зона ответственности, кто что конкретно делает, как принимаются решения, чьё мнение решающее, как можно выйти из общества. Устав - это очень важный документ, потому что на его основе и будет строиться вся дальнейшая жизнь бренда. Еще на берегу вы должны понять, чего хотите, как хотите, какие ожидания у соучредителей. Все спорные юридические вопросы будут решаться далее на основании этого документа.
После регистрации ИП или ООО нужно обязательно открыть расчётный счёт, на который бренд будет получать денежные средства; установить онлайн-кассу и подключить цифровую подпись.
Регистрация товарного знака
Регистрация товарного знака - это процедура очень длительная, и может занять до 18 месяцев. Как правило, на практике всё получается сделать быстрее. Всё зависит от того, что это за обозначение, в отношении каких товарных групп регистрируется - чем больше товарных групп, тем дольше будут рассматривать заявку. Но это того стоит, потому что без товарного знака бренд не обладает никакими правами на то название, которое он использует. Когда товарный знак зарегистрирован, у бренда есть все возможности для того, чтобы препятствовать другим предпринимателям использовать такое же название или похожее, которое может запутать потребителя.
Роспатент предоставляет платные услуги по ускоренной регистрации, поэтому, если есть экономическая возможность и необходимость, можно ускорить процедуру с 18 до 2 месяцев за 100 000 рублей.
Сколько стоит зарегистрировать товарный знак?
Товарный знак не регистрируется абстрактно, он регистрируется в отношении конкретных товарных категорий или конкретных услуг. Юрист может подсказать, в какие товарные категории лучше податься. Пошлина зависит от того, сколько выбрано классов на регистрацию. Пошлина оплачивается в два этапа: сначала за подачу/экспертизу заявки - за один класс порядка 15 000 рублей, и вторая сумма пошлины оплачивается при подтверждении Роспатентом возможности регистрации - это 2 000 рублей за выдачу свидетельства. За каждую дополнительную товарную группу еще плюс 1500 рублей. Многие юристы/патентные поверенные/бюро сотрудничают с Роспатентом по электронной системе обмена данными, и это даёт возможность скостить пошлину на 30% - это легальный инструмент, а не какие-то обходные пути. Средняя стоимость юридического сопровождения начинается от 30 000 рублей за регистрацию одного товарного знака.
Права на товарный знак возникают только с того момента, как бренд получил свидетельство, но с этого момента они действуют ретроспективно, начиная с даты подачи заявки. То есть можно привлечь к ответственности недобросовестных конкурентов с требованием выплатить компенсацию за ущерб, нанесенный за тот период, пока бренд ждал решения Роспатента.
Оформление сотрудников
Ведение бизнеса «в белую» - непосредственный компонент любого устойчивого бизнеса. Заключение трудового договора с сотрудником - это сильная налоговая нагрузка (13% НДФЛ) и обременение по отчислению в фонды, потому что за каждого сотрудника работодатель платит страховые взносы в Пенсионный фонд и в Фонды социального и медицинского страхования (плюс 30% от суммы зарплаты). Также заключение трудового договора требует обеспечения достойных условий труда и оплаты отпуска.
Поэтому многие компании стараются заключить гражданско-правовой договор, чтобы сотрудник сам платил за себя свои налоговые отчисления как самозанятый, тем более, что они для него ниже - 6%. Но эта схема работает только тогда, когда между работодателем и работником не создаются трудовые отношения.
Если сотрудник приходит в офис, сидит в офисе с 9 до 6, у него есть определенные трудовые обязанности, трудовой распорядок дня – все это свидетельствует о том, что это именно трудовые отношения. По заявлению работника гражданско-правовой договор может быть признан трудовым, а работодателю придется выплатить все взносы в фонды, которые не были уплачены за весь предыдущий период.
Например, у вас работает швея, которая сидит в цеху бренда, за швейной машинкой бренда, ей каждое утро выдаётся табель с графиком, вы удерживаете штрафы за брак, выплачиваете зарплату и отпускаете в отпуск – это требует заключения трудового договора. Но если у вас есть smm-специалист, который работает из дома, на удалёнке, проектно делает публикации в разных соцсетях и получает зарплату за оговоренный объем сделанной работы - здесь нет жёсткой связи с работодателем, и подойдет договор об оказании услуг.
Подходите к оформлению сотрудников серьезно, соизмеряйте риски, потому что завтра ваш постоянный работник может узнать о том, что ему полагается оплачиваемый 4-недельный отпуск, и пойдёт в трудовую инспекцию, которая в 100% случаев будет на его стороне.
Нужен ли fashion бренду юрист?
Основные активы индустрии моды – от собственно дизайна и ДНК бренда до маркетинговых коммуникаций – носят нематериальный характер. Только при помощи инструментов права интеллектуальной собственности бренд может их защитить.
Юрист в команде fashion бренда обязателен, если вы серьезно относитесь к своему бизнесу. Не обязательно он должен быть в штате: может быть на аутсорсе или можно брать консультации.
На каких этапах потребуется юрист?
- Регистрация бизнеса
- Регистрация товарного знака
- Договоры с сотрудниками в штате и на удалёнке
- Во время открытия интернет-магазина: для составления оферты, политики конфиденциальности на сайте, политики возвратов, раскрытия информации о самом предпринимателе.
- Во время открытия оффлайн-магазина: регистрация в Роспотребнадзоре, сопровождение проверок/инспекций, договоры на утилизацию отходов, разрешение на размещение вывески, договор аренды.
- Для составления любых других договоров с подрядчиками и контрагентами.
- Для защиты ваших авторских прав.
Скрипт по юридическому оформлению fashion-бизнеса написан по мотивам эфира с руководителем бюро модного права A.D. Fashion Law и автором учебника по интеллектуальной собственности Анастасией Дорофеевой.